Политика и экономика

О порядке назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях Самарской области

21 января 2019 года под председательством Михаила Матвеева состоялось заседание комитета Самарской Губернской Думы по местному самоуправлению. От депутатского корпуса в работе комитета приняли участие Вера Попова, Денис Волков, Марина Сидухина, Владимир Субботин, Сергей Денщиков.

Депутаты рассмотрели 11 вопросов.

Одним из центральных вопросов повестки стало обсуждением результатов анализа практики реализации Закона Самарской области № 33-ГД «О порядке назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях Самарской области».

Согласно требованиям федерального законодательства, инициаторами проведения опроса граждан могут быть только либо представительный орган власти, либо глава муниципального образования, либо орган государственной власти (в случае если решается вопрос об изменении назначения земельного участка, предназначенного под строительство объекта регионального значения).

В настоящее время очевидна проблематика отсутствия практики проведения опроса граждан в большинстве муниципальных образований Самарской области.

Это может быть связано с недостатком в муниципальных образованиях кадровых, финансовых и иных ресурсов.

Также это может быть связано с тем, что результаты опроса носят рекомендательный характер, то есть не являются обязательными при принятии соответствующих решений для органов местного самоуправления.

Однако областные депутаты полагают, что такая форма осуществления местного самоуправления, как проведение опроса граждан, заслуживает внимания. Проведение опроса граждан позволяет оперативнее выявлять мнение населения, чем некоторые иные процедуры, которые в силу действующего законодательства более длительные по времени (например, проведение публичных слушаний).

По мнению региональных законодателей органам местного самоуправления муниципальных образований Самарской области следует активнее взаимодействовать между собой, обмениваться опытом по вопросам, возникающим в процессе назначения и проведения опроса граждан. Тем более, что правовая база для проведения опроса граждан сформирована как на региональном, так и на муниципальном уровнях.

Самарская Губернская Дума, в свою очередь, готова оказать любую правовую, консультационную и методическую поддержку по указанному вопросу.

Кроме того, парламентарии намерены обратиться в Комитет Государственной Думы ФС РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления с предложением о закреплении на федеральном уровне возможности использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации (ГАС) «Выборы» в том числе для проведения опроса граждан.

«Мы сегодня рекомендуем органам местного самоуправления более активно использовать эту форму — опрос граждан», — прокомментировал председатель комитета Самарской Губернской Думы по местному самоуправлению Михаил Матвеев. – «Власть должна основываться на мнении людей. А для того, чтобы корректно можно было посчитать голоса граждан, чтобы ни у кого не возникало никаких вопросов в отношении учета мнения людей, каким образом они выразили мнение по тому или иному вопросу, для этого можно использовать систему ГАС «Выборы».

Информация о результатах анализа практики реализации Закона Самарской области № 33-ГД «О порядке назначения  и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях Самарской области» будет  направлена в органы местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области.

Далее на заседании была принята к сведению информация о результатах анализа практики реализации Закона Самарской области № 36-ГД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды».

В 2018 году региональными депутатами неоднократно поднимался вопрос о необходимости признания Закона № 36-ГД утратившим силу и возврата министерству отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды.

Комитету Самарской Губернской Думы по жилищно-коммунальному хозяйству, топливно-энергетическому комплексу и охране окружающей среды предложено направить запросы в министерство, Управление Росприроднадзора по Самарской области, Самарскую межрайонную природоохранную прокуратуру, а комитету по местному самоуправлению – в органы местного самоуправления с просьбой высказать мнение:

  • о необходимости внесения изменений в Закон № 36-ГД с учетом практики его применения;
  • о целесообразности возврата отдельных государственных полномочий  в сфере охраны окружающей среды от органов местного самоуправления министерству.

После получения ответов решено вернуться к вопросу о совершенствовании Закона № 36-ГД.

В целях повышения эффективности осуществления органами местного самоуправления полномочий в области погребения и похоронного дела правовым управлением аппарата Самарской Губернской Думы разработан проект закона Самарской области «О внесении изменений в Закон Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».

Законопроектом предлагается установить административную ответственность за:

  • нарушение правил посещения кладбищ и поведения на территориях кладбищ, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в том числе выгуливание собак, осуществление выпаса сельскохозяйственных животных, езда на велосипедах, мопедах, мотороллерах, мотоциклах, лыжах и санях на территории кладбища, нахождение на территории кладбища после его закрытия;
  • установку, демонтаж памятников, обелисков, крестов, мемориальных плит, могильных оград, иных намогильных и мемориальных сооружений на территории кладбищ с нарушением порядка и требований, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; 
  • осуществление копки могил и погребение умерших (урн с прахом умерших) на общественных кладбищах, вероисповедальных кладбищах без предоставления места для захоронения с нарушением порядка и требований, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Законопроектом предлагается предусмотреть, что рассматривать соответствующие дела будут административные комиссии, а составлять протоколы – должностные лица административных комиссий, должностные лица органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства, а также главы администраций поселений, их заместители.

Михаил Матвеев предложил убрать из текста пункт об административной ответственности за нахождение на территории кладбища после его закрытия. «Жизненные ситуации бывают разные», — пояснил депутат. – «Например, человек приехал из другого города. У него нет другого времени, чтобы отдать дань памяти усопшему родственнику или другу. Он задержался на могилке, а кладбище уже закрылось. Что же его за это штрафовать»?

Комитет рекомендовал Думе принять проект закона в первом чтении с последующей доработкой его между первым и вторым чтениями.

Концептуальную поддержку парламентариев получил проект закона Самарской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области», направленный на приведение отдельных положений избирательного законодательства Самарской области в соответствие с федеральным.

Законопроектом устанавливается возможность участия в голосовании вне помещения для голосования избирателям или участникам референдума, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения, исключающая возможность посещения помещения для голосования.

Документ решено направить в Администрацию Губернатора Самарской области, Избирательную комиссию Самарской области, прокуратуру Самарской области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области и Уполномоченному по правам человека в Самарской области для замечаний и предложений.

Аналогичное решение принято относительно проекта закона Самарской области «О внесении изменения в статью 56 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования».

Законопроектом актуализируется редакция части 11 статьи 56 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», согласно которой на выборах органов местного самоуправления сельских поселений избирательный фонд кандидата создается только за счет его собственных средств (без открытия специального избирательного счета) в случае, если расходы на финансирование его избирательной кампании не превышают 15 тысяч рублей. Ранее устанавливалось ограничение в размере 5 тысяч рублей.

Одобрение членов профильного комитета получили:

  • проект модельного положения о порядке представления лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (Актуализация ранее подготовленной редакции  модельного положения потребовалась в связи с изменившимися положениями федерального  и регионального законодательства.

В представленной редакции изменены положения, касающиеся представления лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также проверки указанных сведений.

В прежней редакции представление сведений и их проверка осуществлялись на муниципальном уровне. В настоящее время лица, замещающие муниципальные должности, представляют обозначенные выше сведения Губернатору Самарской области. При этом сбор сведений (в том числе и уточненных сведений) осуществляется должностными лицами органов местного самоуправления.

Положения, касающиеся проверки достоверности представленных сведений, исключены из модельного положения в связи с отсутствием полномочий по ее проведению у органов местного самоуправления);

  • проект модельного положения о кадровом резерве органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области;
  • информационно-методических материалах по определению нормативности муниципальных правовых актов.

Также был рассмотрен ряд наградных и организационных вопросов.      

21 января 2019 г.

Сообщает Самарская Губернская Дума