Политика и экономика

Региональный социальный стандарт транспортного обслуживания

14 марта 2019 года в Самарской Губернской Думе под председательством Андрея Мурзова состоялось заседание «круглого стола», организованного комитетом по транспорту, автомобильным дорогам, информационным технологиям и связи, на тему «О реализации социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Самарской области». От депутатского корпуса областного парламента в мероприятии также приняли участие заместители председателя профильного комитета Самарской Губернской Думы Сергей Блохин, Андрей Першин, депутаты  Александр Колычев и Геннадий Говорков.

Открывая заседание, председатель комитета Самарской Губернской Думы по транспорту, автомобильным дорогам, информационным технологиям и связи Андрей Мурзов отметил особую значимость поднятой проблематики: «В Самарскую Губернскую Думу поступают многочисленные обращения по вопросу качества обслуживания общественным транспортом.

Вместе с тем до настоящего времени не определены объективные критерии оценки транспортной доступности в Самарской области, которые бы позволили определить зоны ответственности между заказчиком услуг и перевозчиком, сформировать устойчивую транспортную модель с возможностями роста. Одним из катализаторов развития транспортного сообщения на территории Самарской области может стать реализация региональных социальных стандартов транспортного обслуживания. На федеральном уровне уже разработан такой социальный стандарт. На основании этих рекомендаций мы планируем разработать региональный стандарт по перевозке пассажиров, чтобы таким образом помочь и перевозчикам, и пассажирам. Сегодня мы впервые обращаемся к этой теме. Работа предстоит очень серьезная».

О применении в Самарской области социальных стандартов транспортного обслуживания и обеспеченности поселений транспортными услугами доложил заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области — руководитель департамента развития транспортного комплекса Сергей Калинин.

В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года государственная политика в области обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения предполагает закрепление минимальных социальных транспортных стандартов на законодательном уровне и использование механизмов компенсации потерь в доходах транспортных компаний, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на пассажирские перевозки.

По итогам заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 22 сентября 2017 года, были поставлены задачи, направленные на решение вопросов обеспеченности транспортными услугами населения, в том числе предусматривающие внесение в законодательство Российской Федерации изменений по вопросам:

  • обязательности принятия и соблюдения региональных стандартов транспортного обслуживания населения различными видами транспорта, разработанных на основе базового федерального стандарта;
  • разработки на федеральном уровне методики формирования региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения;
  • закрепления обязанности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать региональные комплексные планы транспортного обслуживания населения с учетом обязательных стандартов транспортного обслуживания населения;
  • обязательности исполнения и финансового обеспечения комплексных планов транспортного обслуживания населения.

Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации в январе 2017 года утвержден федеральный социальный стандарт транспортного обслуживания (далее ССТО).

ССТО устанавливает уровень и показатели качества транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным, межмуниципальным, смежным, межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок и их нормативные значения.

В частности, в нем устанавливаются критерии доступности, надежности, комфортности, экологичности оказываемых услуг.

Представители администраций двух крупных муниципалитетов Самарской области – г.о. Самара и г.о. Тольятти, отчитались о том, что в мегаполисах ведется работа по достижению показателей, установленных ССТО: оптимизируются транспортные схемы и маршруты, отслеживается ситуация по временным промежуткам между рейсами, обновляется подвижной состав автотранспортных предприятий, устанавливаются остановочные павильоны, регулируются светофоры и пр.

Между тем, федеральный соцстандарт носит рекомендательный характер. Для того чтобы в субъектах РФ транспортные услуги оказывались на должном уровне необходимо разработать региональные стандарты, учитывающие специфику каждой территории.

Как отметили представители научного сообщества, недостаточные темпы развития транспортной инфраструктуры Самарской области не позволяют сделать выбор в пользу общественного транспорта. Здесь необходим системный, комплексный подход.

На заседании вскрылся целый пласт проблем, тормозящих выполнения задачи по созданию приоритета общественного транспорта. Это вопросы:

  • подготовки и переподготовки водителей общественного транспорта,
  • проведения их предрейсовых и после рейсовых медосмотров;
  • технического состояния подвижного состава;
  • моделирования транспортных потоков, в том числе выделения отдельных полос для общественного транспорта;
  • строительства, реконструкции и ремонта автодорог;
  • нанесения дорожной разметки с учетом дорожной загрузки, установки дорожных датчиков – детекторов транспорта;
  • благоустройства остановочных павильонов;
  • строительства новых автостанций, автовокзалов, транспортных пересадочных узлов и пр.

Поднимался вопрос о целесообразности финансовой поддержки автотранспортных предприятий.

Ведущие вузы губернии выразили готовность оказать помощь для разработки региональных стандартов.

Обсудив вопросы реализации социальных стандартов транспортного обслуживания и обеспеченности поселений транспортными услугами, пути повышения безопасности маршрутно-пассажирского транспортного потока, реализации внедрения стандартов транспортного обслуживания населения  в Самарской области, участники заседания «круглого стола» вынесли ряд рекомендаций.

В частности, решено создать рабочую группу, на которой будут детально проработаны «болевые точки», выявленные на «круглом столе», и определены векторы развития транспортной инфраструктуры Самарской области, приняты решения по совершенствованию законодательства в этой сфере. После чего профильным комитетом Самарской Губернской Думы совместно с министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области, органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Самарской области будет разработан и утвержден региональный социальный стандарт транспортного обслуживания, учитывающий положения ССТО. Планируется, что данный нормативно-правовой акт появится уже в конце текущего года.

Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области, органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов рекомендовано:

  • подготовить и направить в комитет Самарской Губернской Думы по транспорту, автомобильным дорогам, информационным технологиям и связи информацию об уровне обеспеченности  транспортными услугами в соответствии с ССТО;
  • определить мероприятия по достижению минимального уровня качества транспортного обслуживания населения межмуниципальным, городским, внутрирайонным (сельским) транспортом общего пользования;
  • определить механизм транспортного обслуживания населения по экономически неэффективным маршрутам.

При этом министерство экономического развития и инвестиций Самарской области должно определить минимальный уровень качества транспортного обслуживания населения, обеспечивающего экономическое развитие территории.

14 марта 2019 г.

Сообщает Самарская Губернская Дума

https://www.traditionrolex.com/30