Происшествия

заслуженный работник пожарной охраны Николай Михайлович Кичайкин рассказал о своей многолетней службе

Сегодня 11:37

Почти 47 лет назад Николай Кичайкин пришел в пожарную охрану. Он является почетным сотрудником МВД РФ и МЧС России, заслуженным работником пожарной охраны Самарской области. В 2011 году помог организовать по всему региону добровольные пожарные дружины. А сегодня занимает пост заместителя начальника Самарского учебного центра федеральной противопожарной службы.

Николай Кичайкин учился на нефтехимическом факультете Куйбышевского политехнического института и мечтал о карьере инженера-химика. Когда пришло время распределения, в институт приехали кураторы пожарной охраны МВД. Они пообещали будущим выпускникам красивую форму, 30 дней отпуска и быстрый карьерный рост. Соблазнились четверо, в том числе Кичайкин.

Милиционеры не обманули: карьера действительно сразу пошла в гору. Бывшего студента взяли на Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод, правда, на самую низшую должность — инструктора пожарной профилактики, но уже через несколько месяцев он стал старшим инструктором, а потом почти год исполнял обязанности начальника дежурного караула.

Еще через год, в 1973-м, перспективного специалиста переманили в отдел службы и подготовки Управления пожарной охраны (УПО) УВД Куйбышевского облисполкома, в 1976-м он стал первым в Куйбышевской области начальником отделения службы по охране особо важных объектов, а в 1978-м — начальником отдела службы и подготовки того же УПО.

«До этого назначения к нам приезжал человек-легенда Игорь Фотиевич Кимстач. По его книгам до сих пор пожарные учатся, а тогда он был заместителем начальника Главного управления пожарной охраны МВД СССР. Он беседовал со мной два часа, а потом дал добро на мое назначение, — рассказывает Николай Кичайкин. — Много лет спустя мы встретились с ним на совещании в Москве, он меня узнал и вспомнил, как с моим тогдашним начальником они думали: «Ну, паразит, сожжет Самару!» Я ведь всего-навсего старшим лейтенантом был, а мне доверили гарнизон численностью восемь с половиной тысяч человек. Как видите, город я не сжег».

Боевое крещение

В день, когда был подписан приказ о назначении Кичайкина и ему выдали боевую одежду, взорвалась газофракционирующая установка на Куйбышевском нефтеперерабатывающем заводе. О ЧП Кичайкин узнал в тот момент, когда в шесть вечера у него вдруг хлопнула форточка в кабинете. На месте главной задачей пожарных было охлаждать оборудование, пока технологи прекращали подачу топлива, иначе громадные колонны под давлением начали бы летать, как петарды.

С пожаром удалось справиться за ночь, а Николай Кичайкин на собственном опыте и с помощью бывалых товарищей узнал, что можно, а что нельзя делать в самых экстренных случаях.

Через несколько лет на том же предприятии загорелась масляная турбина на ТЭЦ. Чтобы понять, насколько сильны повреждения, Кичайкин и его заместитель Юрий Севостьянов полезли на крышу. Неожиданно Кичайкин поскользнулся и сорвался. До бетонного пола было 26 метров.

«В этот момент по лестнице на крышу поднимался пожарный, он среагировал моментально: ногами зацепился за лестницу, схватил меня руками за шиворот и подтянул к себе, — вспоминает ветеран. — Благодаря ему я жив. Когда поднялся к Севостьянову, того трясло — он уж со мной мысленно попрощался. Часа через три после пожара мы построили весь личный состав, и я спросил, кто спас мне жизнь. Никто не откликнулся, но позже мы вычислили пожарного из 6-й части, и я его отблагодарил».

В том же году Кичайкину довелось «полетать» еще раз: на сей раз во время тушения на Якушкинском месторождении. «Горела нефть в резервуарах, мы охлаждали емкости, и один шланг попал в цистерну. Его надо было вытащить, иначе произошел бы взрыв. Никто не хотел лезть на горящую цистерну, пришлось по лестнице взбираться туда самому», — рассказывает Николай Михайлович.

И в этот момент рвануло. Кичайкина спасло то, что нефть из резервуара выплеснулась в другую сторону, а его отбросило взрывной волной. Пожарный был в теплоотражательном костюме, возможно, поэтому и выжил.

История повторяется

По словам Николая Михайловича, практика показывает, что серьезные катастрофы случаются каждые 20 лет. В 1999-м произошел страшный пожар в здании Самарского ГУВД, во время которого Кичайкин упал сквозь прогоревший пол, зацепился за телефонные провода, а когда они порвались, полетел в огонь. Тогда его вновь спасли товарищи: за ноги вытащили из пламени, а на то место, куда он должен был приземлиться, тут же упал 500-килограммовый сейф.

После того ЧП Николая Кичайкина назначили замначальника управления Государственной противопожарной службы ГУВД по Самарской области.

Через год в Сергиевске загорелись резервуары с нефтью, периодически происходили выбросы раскаленного топлива. Решено было не рисковать людьми, а дать нефти прогореть, попутно при помощи технологов понемногу сливая ее, когда это было возможно. Для обеспечения безопасности пожарным приходилось охлаждать оборудование на протяжении семи суток — все это время за их действиями наблюдали в столице. Тогда удалось избежать жертв.

А 31 августа 2003 года на Волге, недалеко от Октябрьска, загорелся танкер «Виктория». Была угроза экологической катастрофы: нефть разлилась по Волге, справиться с пожаром никак не удавалось. То и дело раздавались взрывы, и пламя разгоралось с новой силой. В борьбе с огнем в итоге задействовали пожарных не только из Самарской, но и из соседних областей.

Своей главной наградой Николай Михайлович считает медаль «За отвагу на пожаре»: ее он получил за организацию работ по ликвидации ЧП на Новокуйбышевском нефтеперерабатывающем заводе. На одной из технологических установок произошел взрыв такой силы, что обрушилась стена операторной, где находился персонал. Люди разбежались. Между тем без них остановить оборудование было невозможно. Руководство отправило в Новокуйбышевск автобус, чтобы собрать людей, готовых рискнуть и помочь пожарным. «Несколько часов там такой жар был, что трубы сворачивались в морской узел, — говорит Николай Кичайкин. — Было страшно, но все стояли на позициях, потому что отойди один — отступят и остальные. Совместными усилиями за несколько часов мы этот пожар потушили, никто не пострадал».

С выходом на пенсию в 2007 году борьбу со стихией Кичайкин не прекратил — возглавил противопожарную службу Самарской области. Ею он руководил восемь с половиной лет и участвовал в это время в создании добровольной пожарной службы региона.

С 2016 года Николай Кичайкин занимает пост заместителя начальника Самарского учебного центра федеральной противопожарной службы, где готовят пожарных, сотрудников службы гражданской обороны и ГИМС, а также разрабатывают проектную документацию противопожарной защиты объектов.

Александра Будаева.  Газета «Волжская коммуна» № 61 от 26.04.2019

 

Сообщает МЧС по Самарской области

https://www.traditionrolex.com/30