Политика и экономика

Порядок определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства

30 мая 2019 года в Самарской Губернской Думе под председательством Михаила Матвеева состоялся семинар-совещание, проводимый комитетом по местному самоуправлению, на тему «О практике применения органами местного самоуправления Закона Самарской области от 13.06.2018 № 48-ГД «О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области». От депутатского корпуса областного парламента в работе семинара также приняли участие заместитель председателя Самарской Губернской Думы Алексей Лескин и заместитель председателя профильного комитета Самарской Губернской Думы Вера Попова.

«Год назад Губернской Думой был принят Закон, который определил порядок установления границ прилегающих территорий для целей благоустройства. Мы сегодня собрали большой семинар-совещание, со всей области съехались представители муниципалитетов для того, чтобы изучить, как этот Закон работает, как он применяется, что необходимо в нем доработать. По сути, этот Закон разделяет полномочия, ответственность за содержание территории между жителями и органами власти. Допустим, есть некий двор, в нем есть детская площадка. Кто должен ее убирать? Управляющая компания, которая обслуживает конкретный дом? Если так, то она, соответственно, за это будет повышать плату, собирать с жителей. А если несколько домов выходят на эту дворовую территорию? В какой пропорции между ними будет необходимо собирать деньги? Или это зона ответственности муниципалитета? Мы в течение десятилетий жили в условиях, когда четкого ответа на эти вопросы не было. Поэтому сейчас мы пытаемся этот вопрос урегулировать так, чтобы, с одной стороны, был порядок, с другой стороны, — не нарушались права граждан», — открыл заседание председатель комитета Самарской Губернской Думы по местному самоуправлению Михаил Матвеев.

Предложения администрации г.о. Тольятти по совершенствованию Закона Самарской области №48-ГД с учетом его правоприменительной практики на территории Автограда озвучил специалист 1 категории отдела государственного экологического надзора (контроля) департамента городского хозяйства администрации г.о.Тольятти Ростислав Бобков.

Об участии собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий доложила юрисконсульт муниципального казенного учреждения г.о. Кинель «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Наталия Галимова.

Живое обсуждение вызвала информация заместителя руководителя правового управления — начальника отдела инфраструктурного и природоохранного законодательства правового управления аппарата Самарской Губернской Думы Романа Ляопарова о дальнейшей работе по внесению изменений в Закон Самарской области №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» и Закон Самарской области № 48-ГД «О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области».

В ходе состоявшихся прений поступило множество замечаний, требующих либо законодательной проработки, либо конкретизации на уровне правоприменения.

В частности, поднимались вопросы:

  • о необходимости принятия или актуализации органами местного самоуправления правил благоустройства;
  • о проблематике определения границ прилегающих территорий к МКД на неоформленных земельных участках;
  • о трудностях определения границ в случае, если дворовая территория относится к нескольким многоквартирным домам и обслуживается несколькими УК;
  • о стимулировании органов местного самоуправления в части межевания земли под МКД;
  • о привлечении к административной ответственности УК, в договорах управления которых не прописаны обязанности по благоустройству дворов;
  • об участии граждан-собственников МКД в определении границ прилегающих территорий для их благоустройства;
  • о правах жителей по защите благоустроенных прилегающих территорий и пр.

Одним из наиболее актуальных вопросов, озвученных на семинаре, стал вопрос о самом порядке определения границ.

«В муниципальных образованиях существует разная практика, прописанная в правилах благоустройства, по определению размеров прилегающих территорий. Например, мы сегодня услышали, что в г.о. Кинель муниципалитет установил границу в 6 метров от дома, за благоустройство которой собственники должны отвечать. Где-то эта территория больше, где-то она меньше. Этот критерий, определяющий размер прилегающей территории, на мой взгляд, самый важный. Федеральное законодательство возлагает на собственников обязанность по благоустройству прилегающих территорий. В нашем региональном Законе закреплено два варианта установления границ: либо собственники домов или управляющая компания, или юридическое лицо заключают соглашения и принимают на себя обязанность по благоустройству конкретной территории, либо муниципалитеты императивно закрепляют метраж прилегающих территорий к МКД. Мое личное мнение, что все-таки прилегающие территории должны определяться не метражом, а логикой. Архитектура дворов разная, нужно учитывать особенности исторической застройки. Поэтому муниципалитеты должны конкретно прописать в своих правилах благоустройства все эти нюансы. Вопрос сложный, но его надо решать, ведь там, где нет ответственного, нет и порядка», — подытожил Михаил Матвеев. – «Думаю, сегодня представители муниципалитетов услышали тот опыт, который существует, пообщались с представителями отраслевого министерства ЖКХ, с нашим правовым управлением Думы. Все предложения будут учтены и использованы для дальнейшей доработки и совершенствования регионального Закона».

30 мая 2019 г.

Сообщает Самарская Губернская Дума

https://www.traditionrolex.com/30