Политика и экономика

Поправки к проекту областного бюджета, направленные на развитие системы образования в Самарской области

26 ноября 2019 года в Самарской Губернской Думе под председательством Т.Е. Бодровой состоялось заседание комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке. От депутатского корпуса областного парламента в заседании также приняли участие первый заместитель председателя Самарской Губернской Думы Е.И. Кузьмичева, заместители председателя профильного комитета Г.Е. Козловская, А.Г. Краснов, члены профильного комитета Г.Р. Хасаев, А.П. Нефедов, А.А. Першин.

Повестка заседания включала 10 вопросов.

Центральным вопросом стало обсуждение поправок к проекту закона Самарской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», принятому в первом чтении.

В комитет по образованию и науке поступили поправки к проекту областного бюджета на 2020-2022 годы от фракции «Единая Россия» в Самарской Губернской Думе, комитета по местному самоуправления, а также от депутатов областного парламента А.А.Коновалова, А.П. Нефедова, Ю.М. Шевцова.

Более десяти поправок депутаты комитета по образованию поддержали.

В частности, одобрение парламентариев получило предложение  направлять ежегодно в течение трех лет по 350 млн рублей из региональной казны на капитальный ремонт образовательных учреждений губернии.

 Еще около 236 млн рублей в 2020 году и 233 млн рублей в 2021 году предложено выделить на создание дополнительных мест в детсадах.

Также отклик у членов комитета по образованию и науке нашло предложение о целесообразности предусмотреть в областном бюджете в 2020 году 35,5 млн рублей, в 2021 году – 16,8 млн рублей, в 2021 году — 53,9 млн рублей на приобретение новых школьных автобусов.

С учетом одобренных поправок депутаты рекомендовали Думе принять Закон Самарской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

«В советские времена говорили: «План — это Закон». Наш план – это, прежде всего, бюджет – «кровеносная система» нашего образования. Сегодня мы рассмотрели очень серьезные поправки, которые мы попытаемся отстоять. Это дополнительные средства на капитальный ремонт зданий общеобразовательных учреждений, на создание мест в детских садах, на закупку автобусов для школьных перевозок. Я думаю, что бюджетный комитет тоже согласится с ними. Часть поправок мы будем держать на контроле, рассматривать в процессе работы и в ходе исполнения бюджета следующего года. Очень серьезная работа была проведена с Правительством Самарской области, с министерством образования и науки Самарской области. Я считаю, что главное – это создание материально-технической базы. Вот этот комплекс поправок будет очень важен для развития системы образования Самарской области», — подытожила председатель комитета Самарской Губернской Думы Т.Е. Бодрова.

Далее депутаты поддержали и рекомендовали Думе принять проект закона Самарской области «О внесении изменения в статью 9 Закона Самарской области «О земле».

Законопроект разработан в целях обеспечения образовательных учреждений сельских населенных пунктов или поселков городского типа, находящихся в муниципальных районах Самарской области, квалифицированными педагогическими работниками путем предоставления им права на получение мер государственной поддержки в виде предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, бесплатно. Речь идет о квалифицированных специалистах, имеющих педагогическую специальность, трудоустраивающихся в образовательные организации, расположенные на территории сельского населенного пункта или поселка городского типа, находящихся в муниципальных районах Самарской области с численностью населения менее 200 тысяч человек, которые будут являться основным местом работы данных специалистов.

Одобрение членов профильного комитета получил и проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в части упрощения порядка трудоустройства в Российской Федерации обучающихся в российских профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования иностранных граждан и лиц без гражданства).

На заседании была заслушана и принята к сведению информация об анализе практики реализации законодательства об организации работы с одаренными детьми и талантливой молодежью в Самарской области. Данные будут направлены в министерство образования и науки Самарской области, министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области, департамент образования Администрации г.о. Самара и департамент образования администрации г.о. Тольятти.

С большим интересом парламентарии заслушали доклад руководителя управления общего образования министерства образования и науки Самарской области Т.Е. Лапшовой о направлениях развития системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.

В целях стимулирования образовательной, научной и творческой деятельности талантливых детей и молодежи, вовлечения их в решении социально-экономических задач Самарской области осуществляется адресная поддержка обучающихся, студентов, аспирантов и молодых ученых. Ежегодно из областного бюджета на указанные цели выделяется около 30 млн рублей. Более 600 человек становятся получателями различных видов стипендий, денежных выплат, премий.

Перед региональной системой образования стоит задача развития системы работы с одарёнными детьми и талантливой молодежью в рамках единого образовательного пространства «школа – вуз – производство» на основе современных научных методик и технологий обучения, воспитания и развития личности.

Во исполнение основных задач Координационного совета по работе с одаренной молодежью в сфере науки и техники при Администрации Губернатора Самарской области с 2013 года в регионе успешно развивается сложная межотраслевая научно-образовательная организационно-техническая система – Единая системы мер по выявлению и развитию творчески одаренной молодежи в сфере науки и техники.

C помощью инфокоммуникационной системы реализуются научно-образовательные программы «Взлет», «Полет» и «Орбита».

В настоящее время в данных программах задействовано более 5000 школьников, более 700 студентов и молодых ученых вузов, 350 научных консультантов, около 2000 учителей и преподавателей вузов, 20 ведущих предприятий региона.

Региональным оператором Единой системы мер является Самарский государственный технический университет. Ежегодно на проведение мероприятий по обеспечению функционирования инфокоммуникационной системы из областного бюджета выделяется 900 тыс. рублей. 

В 2019 году в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», по результатам конкурсного отбора субъектов РФ по созданию ключевых центров развития детей, в Самарской области на базе Самарского государственного технического университета был создан Дом научной коллаборации имени Н.Н. Семенова. Центр станет площадкой дополнительного образования детей по научно-техническим и естественно-научным направлениям знаний.

Цель его деятельности — привлечение детей и молодежи к изучению и практическому освоению основ наукоемких отраслей и IT-специальностей.

В 2019 году в Центре обучаются 450 школьников, что на 50 человек больше плановых значений, а в последующем их число возрастет до 800 человек. Для них будут предусмотрены как краткосрочные, так и долгосрочные программы.

В структуре Центра развития современных компетенций созданы четыре образовательных блока:

  • «Детский университет» – направлен на развитие комплекса дополнительных общеразвивающих программ для детей, обучающихся по программам основанного общего образования. Подготовка будет включать направления, соответствующие профилю университета.
  • «Малая академия», где будет реализовывать комплекс дополнительных программ для детей, обучающихся по программам среднего общего и среднего профессионального образования, а также для абитуриентов – с углубленным изучением предметов.
  • «Урок «Технология», способствующий обновлению содержания и техник преподавания школьного предмета «Технология» в соответствии с ФГОС. В рамках этого направления занятия будут проводиться в сетевом формате с использованием инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов университета. Центром заключены договоры о сетевом взаимодействии с МБОУ «Школа № 81» г.о.Самара и МБОУ «Самарский спортивный лицей» г.о.Самара в рамках реализации «Урока «технологии».
  • «Педагог К-21» – дополнительные профессиональные программы, обновление содержания и технологий преподавания учебных предметов, ведение занятий в системе дополнительного и среднего профессионального образования, путем профессиональной переподготовки педагогических кадров.

Преподают школьникам профессорско-преподавательский состав университета, а также магистранты и аспиранты СамГТУ.

На функционирование Дома научной коллаборации имени Н.Н. Семенова в 2019 году из областного бюджета  выделено 2,6 млн рублей рублей.

Еще одно направление – создание регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

В июле 2019 года между Губернатором Самарской области Д.И.Азаровым и руководителем фонда «Талант и успех» Е.В.Шмелевой было подписано Соглашение о сотрудничестве, в рамках которого реализуется совместная работа по созданию Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи и его дальнейшему развитию.

Уже в августе текущего года такой в нашем регионе был образован Центр «Вега», созданный в форме структурного подразделения государственного бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения Самарской области «Самарский региональный центр для одаренных детей».

С 1 сентября 2019 года на базе Центра организованы специализированные профильные смены, обеспечивающих выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи (далее – профильные смены) по образу работы образовательного центра «Сириус».

К очному участию в профильных сменах приглашаются обучающиеся 8−11-х классов образовательных организаций Самарской области и других регионов России, включенные в региональный реестр одаренных детей и успешно прошедшие единый конкурсный отбор.

Реализация мероприятий по направлению «Наука» осуществляется Центром совместно с Самарским национальным исследовательским университетом имени академика С.П. Королева, Самарским государственным техническим университетом, Самарским филиалом Физического института имени П.Н. Лебедева Российской академии наук.

Мероприятия по направлениям «Культура», «Спорт» будут реализованы по распределенной модели, при которой занятия, направленные на совершенствование профессионального мастерства (спортивной или  художественной направленности), будут осуществляться на площадках других организаций.

Партнерами Центра по направлению «Спорт» (шахматы, легкая атлетика, футбол) стали государственные бюджетные учреждения дополнительного образования Самарской области в области спорта, в том числе государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Самарской области «Областной детско-юношеский центр развития физической культуры и спорта».

Партнерами Центра по направлению «Культура» (изобразительное искусство, народное фольклорное творчество) стали учреждения дополнительного образования Самарской области, государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества «Центр социализации молодёжи», государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Самарской области «Самарский Дворец детского и юношеского творчества», государственное бюджетное профессиональное образо-вательное учреждение Самарской области «Самарское музыкальное училище имени Д.Г.Шаталова», государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Самарское художественное училище имени К.С.Петрова-Водкина».

С целью обеспечения индивидуального подхода к обучающимся и создания условий для организации индивидуального образовательного маршрута в Центре реализуется модель тьюторского сопровождения.

Кроме профильных смен в системе работы Центра будут представлены иные разнообразные очные формы: учебно-тренировочные сборы, конкурсные мероприятия, в том числе с использованием дистанционных технологий (онлайн лекции, вебинары, сессии и др.).

Еще один проект — «Базовые школы под эгидой Российской академии наук» − это совместный проект Российской академии наук и Министерства просвещения Российской Федерации.

Цель проекта «Базовые школы РАН» − создание максимально благоприятных условий для выявления и обучения талантливых детей, их ориентации на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий, что послужит развитию интеллектуального потенциала регионов и страны в целом.

В целях создания региональной распределенной системы условий для выявления и обучения талантливых детей, обеспечивающей углубленное изучение отдельных предметов и формирующей ориентацию на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий в Самарской области отобрано пять образовательных организаций для участия в проекте «Базовые школы РАН»: МБОУ ЛАП № 135 г.о. Самара, МБОУ Гимназия № 1 г.о. Самара, МАОУ СамЛИТ г.о. Самара, МБОУ гимназия № 11 г.о. Самара, МБОУ «Лицей № 57» г.о. Тольятти.

В настоящее время все образовательные организации, участники проекта заключили соглашения о сотрудничестве с Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (далее – Самарский университет), который является региональным центром поддержки базовых школ РАН в Самарской области.

Информация была принята к сведению.

Вместе с тем, парламентарии обратили внимание отраслевого министерства на ряд вопросов. В частности, А.Г. Краснов указал на необходимость поддержки талантливой молодежи не только в технической сфере, но и в гуманитарных отраслях; Г.Е. Козловская подчеркнула целесообразность увеличения финансирования научно-образовательных программ «Взлет», «Полет» и «Орбита», которые выходят на большую областную платформу «Астра»; Г.Р. Хасаев призвал коллег бороться за сохранность русского языка и более внимательно подходить к названиям новых проектов. Также поднималась очень важная тема – сохранения интеллектуальной элиты в виде одаренной молодежи в регионе.

Далее на заседании была заслушана и принята к сведению информация об итогах проведения единого государственного экзамена на территории Самарской области и результатах приемной кампании в профессиональные образовательные организации и организации высшего образования в 2019 году.

Заместитель председателя комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке Г.Е. Козловская довела до сведения участников заседания итоги совместного выездного мероприятия фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Самарской Губернской Думе и комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке по вопросу реализации национального проекта «Демография» в части создания дополнительных мест для детей в дошкольных образовательных организациях на территории г.о Самара.

Также были рассмотрены организационные и наградные вопросы.

26 ноября 2019 г.

Сообщает Самарская Губернская Дума

https://www.traditionrolex.com/30