Политика и экономика

Дистанционные технологии в образовании – реалии сегодняшнего дня

26 февраля 2021 года в Самарской Губернской Думе в режиме видеоконференц-связи состоялось заседание «круглого стола» на тему «Актуальные вопросы реализации в Самарской области образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий в общем и дополнительном образовании». Организатором мероприятия выступил комитет Самарской Губернской Думы по образованию и науке. От депутатского корпуса областного парламента в обсуждении заявленной темы приняли участие Екатерина Кузьмичева, Алексей Краснов, Алексей Степанов, Петр Лобарев.

О высокой актуальности для России дистанционного образования впервые было заявлено Государственным Комитетом РФ по высшему образованию в 1995 году при утверждении  Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России.

В Модельном законе о дистанционном обучении в государствах – участниках СНГ, принятом в 2011 году на 36-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, закреплено, что дистанционное обучение не является самостоятельной формой обучения, а представляет собой учебный процесс с использованием педагогических, а также информационных и телекоммуникационных технологий.

Открывая заседание, председатель комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке Татьяна Бодрова отметила: «При обсуждении заявленной темы мы должны опираться на то, что дистанционное образование является лишь одной из форм обучения. В прошлом году, в связи с обострением в стране и в мире эпидемиологической обстановки образовательным организациям пришлось в экстренном порядке менять формат образовательного процесса, чтобы избежать его приостановления. При наступлении обстоятельств, не позволяющих организовать обучение в очной форме, которая представляется наиболее привычной и комфортной для обучающихся, их родителей и педагогов, лишь дистанционное образование способно обеспечить конституционный принцип доступности образования. Да, это было непросто для всех: для учеников, для родителей, для учителей, для органов управления образованием. Мы это все понимаем. Но этот опыт мы должны учитывать в дальнейшем, учитывать как наработки, так и ошибки, проблемы, с которыми мы столкнулись в период пандемии. К сожалению, из-за недостатка информации, а также из-за нагнетания тревожных слухов об отказе от традиционной формы обучения и полном переходе на дистант, распространяемых в сети Интернет и других информационных сетях, мы наблюдаем волну беспокойства в родительской общественности. Хочу еще раз подчеркнуть, что эта информация недостоверна и не имеет под собой никаких оснований. Об этом говорит и Президент Российской Федерации. По словам Владимира Владимировича Путина, как бы ни развивались технологии, только совместная работа, творчество и непосредственное общение ученика и учителя дают высокое качество образования. Именно поэтому нам очень важно быть в постоянном конструктивном диалоге с педагогической и родительской общественностью при обсуждении правовых, педагогических, психологических, медицинских, социальных, этических вопросов, сопровождающих образовательный процесс. И решать эти вопросы необходимо всегда в пользу ребенка».

Об организации образовательного процесса с применением дистанционных технологий в образовательных организациях Самарской области, обусловленных ограничительными мероприятиями в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции, доложила заместитель министра образования и науки Самарской области – руководитель департамента общего образования и проектно-аналитической деятельности Елена Пинская.

Дистанционные технологии не новы. Они активно и последовательно внедрялись и использовались в образовательном процессе и ранее. Однако в условиях ограничительных мер этот формат образования стал рассматриваться в ином свете. Прежде всего, дистант – это альтернативная возможность для продолжения процесса обучения. Благодаря тому, что основная масса педагогов была готова к реальному полномасштабному практическому использованию дистанционных образовательных технологий, с марта прошлого года школами в максимально короткие сроки был перестроен образовательный процесс.

Отраслевым министерством был разработан единый подход к организации дистанционного режима обучения на территории региона. Специалистами министерства постоянно осуществлялась информационно-методическая и консультационная поддержка образовательных организаций в части использования электронных образовательных ресурсов, образовательных порталов, электронных учебников, разработки расписания урочной, внеурочной и досуговой деятельности и других вопросов организации дистанционного обучения.

На уровне Правительства Самарской области были предприняты беспрецедентные меры. В 2020 году, в первую очередь,  необходимо было решить вопрос обеспеченности педагогов и обучающихся компьютерной техникой и доступом к Интернету.

Работодатели обеспечили 87%  педагогических работников  на рабочем месте свободным доступом к высокоскоростному Интернету.

Была проведена большая работа, направленная на обеспечение учащихся компьютерами для онлайн-занятий.

По поручению Губернатора образовательным организациям было рекомендовано передать компьютерную технику в безвозмездное временное пользование многодетным семьям, имеющим трех детей школьного возраста. Из образовательных организаций в семьи, не имеющие условий для дистанционного обучения, передано 2076 единиц компьютерной техники.

Из резервного фонда Губернатора Самарской области были выделены бюджетные ассигнования на приобретение 162 ноутбуков для обеспечения семей, имеющих четырех и более детей школьного возраста.

Органы местного самоуправления Самарской области также на период организации образовательного процесса в дистанционном режиме обеспечивали техническими средствами обучения учеников старших классов, а также многодетные семьи.

Кроме того, ученикам из многодетных и малообеспеченных семей, учащимся, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в рамках федерального партийного проекта «Новая школа» и благотворительной деятельности ряда компаний было передано свыше 500 единиц  компьютерной техники (планшеты, ноутбуки, смартфоны).

Также в 2020 году в 14 регионах нашей страны в рамках национального проекта «Образование» начал реализовываться федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (далее — ЦОС).

Как подчеркнула замминистра, в Самарской области реализация ЦОС ведется в части переоснащения школьных компьютерных классов, поставки мультимедийного оборудования, оснащения школ доступом к высокоскоростному Интернету, обеспечения возможности проведения в образовательных организациях видеоконференцсвязи не столько для онлайн обучения, сколько для коммуникаций по образовательным вопросам в рамках проектной деятельности.

Благодаря проекту ЦОС в 2020 году в 101 школе Самарской области (более 15% от общего числа) появилось цифровое и мультимедийное оборудование. В текущем году еще 47 школ получат аналогичные компьютерные наборы.

Более того, на сегодняшний день создано 87 центров «Точка роста» в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах; открыт 21 мини-технопарк; закуплено 133 мобильных классов, которые оснащены компьютерной техникой со встроенным программным обеспечением; созданы мобильный «Кванториум» и центр цифрового образования детей IT-клуб. В 2021 году IT-клуб будет открыт в г.о.Тольятти.

Таким образом, к концу 2023 года вся сеть системы общего образования Самарской области получит новое оборудование, в том числе компьютерное, что обеспечит равный доступ к платформе ЦОС участникам образовательного процесса, поставщикам и потребителям цифрового образовательного контента, будет способствовать повышению качества знаний, совершенствованию умений, навыков, компетенций и квалификаций, обмену опытом и практиками, управлению собственными данными в электронной форме.

Заместитель руководителя департамента – руководитель управления связи и коммуникаций департамента информационных технологий и связи Самарской области Сергей Живов рассказал об информационно-телекоммуникационной инфраструктуре на территории нашего региона.

На территории нашего региона с 2014 года реализуется федеральный проект по устранению цифрового неравенства. В соответствии с ним все населенные пункты с численностью населения от 250 до 500 человек должны быть подключены к высокоскоростному Интернету с использованием волоконно-оптической линии связи. На сегодняшний день лишь в трех из  212 таких территорий еще не установлено необходимое оборудование, но работы будут завершены в текущем году.

Более того, департаментом прорабатывается вопрос по запуску проекта, направленного на то, чтобы Самарская область стала пилотной зоной, в которой скоростной Интернет будет проведен также во все малые села с численностью населения от 100 до 250 жителей. Проект стартует, как только будет урегулирована проблема поиска источников финансирования.

Также на территории Самарской области в период с 2019 по 2021 год реализуется региональный проект «Информационная инфраструктура (Самарская область)» в рамках Федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», в соответствии с которым в 2021 году планируется подключить к сети Интернет посредством ВОЛС со скоростью доступа сети Интернет в городских округах 100 Мбит/с, в сельской местности 50 Мбит/с.  136 оставшихся образовательных организаций. 

Основные санитарно-эпидемиологические требования к организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий перечислила начальник отдела надзора по гигиене детей и подростков Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Надежда Антонова. Это и установка нормативов электромагнитных и электростатических полей, и требования к яркости экрана компьютера, и соблюдение микроклиматических показателей, температурного режима от 18 до 24 градусов, и временные рамки работы за ПК, и т.д.

Опытом организации дистанционного обучения в муниципальных образовательных учреждениях г.о. Тольятти поделилась заместитель руководителя департамента – руководитель управления образования и занятости департамента образования администрации г.о. Тольятти Екатерина Тарасова.

С информацией о том, как реализуются общеобразовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных технологий в лицее авиационного профиля № 135 г.о. Самара — базовой школе РАН выступили учитель информатики лицея Сергей Паранюшкин и лицеист-девятиклассник Владимир Сараев.

О реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий в дополнительном образовании проинформировали директор Центра эстетического воспитания детей и молодежи г.о. Самара Ирина Шамина, директор детско-юношеской спортивной школы №7 г.о.Самара Дмитрий Правдин.

Отмечалось, что в Самарской области в 2020 году в период осуществления обучения с использованием дистанционных технологий и электронного обучения в полном объеме и своевременно была обеспечена выплата заработной платы педагогам образовательных организаций.

Родительский взгляд на обучение детей при применении электронного обучения и дистанционных технологий обозначили член областного родительского собрания  при министерстве образования и науки Самарской области, член общественной комиссии по образованию при комитете Самарской Губернской Думы по образованию и науке Лариса Климина, ответственный секретарь Родительского областного Самарского комитета Эльмира Киселева и член Общественной палаты Самарской области, директор Дворца творчества детей и молодежи г.о.Тольятти Любовь Скрипинская.

Родительский актив обеспокоен тем, что дистант — это длительное пребывание детей перед мониторами компьютеров в одной позе, а следовательно, отрицательное влияние на здоровье школьников, снижение остроты зрения и в целом физической активности, быстрая утомляемость; это нехватка живого общения со сверстниками; это отсутствие зрительного контакта учителя с классом и должного контроля за знаниями и компетенциями детей; это большая нагрузка на родителей особенно на родителей учеников начальной школы и т.д.

Заместитель председателя комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке Алексей Краснов поддержал эти опасения. Он также поднял вопросы возмещения родительских затрат на Интернет при онлайн обучении школьников; контроля за принятием руководителями образовательных организаций решения о применении дистанционных технологий в образовательном процессе.

Были озвучены предложения о необходимости разработки методических рекомендаций, а также обеспечения психолого-педагогической поддержки родителей при использовании электронных технологий в образовательном процессе.

Высказывались идеи о необходимости проведения динамических пауз как во время онлайн уроков, так и во время онлайн перемен; об использовании возможностей соцсетей в решении образовательных задач; о формировании цифровой культуры и безопасного общения в соцсетях у детей; о подготовке и переподготовке педагогов, в том числе дополнительного образования, для ведения дистанционных уроков и пр.

«Цифровая образовательная среда – это не отказ от оффлайн образования, это возможность для развития, для расширения границ», — считает депутат областного парламента Алексей Степанов. – «Использование электронных технологий – это возможность для наших детей посещать онлайн уроки в передовых школах мира, слушать лекции в ведущих вузах, побывать на виртуальных экскурсиях в знаменитых музеях и библиотеках. Мы живем в 21 веке. Хотим мы этого или не хотим, мы должны идти в ногу со всем миром, а не плестись в хвосте».

«Мы все согласны с тем, что ничем не заменить живого общения между педагогом и учеником глаза в глаза. Об отказе от очного образования и речи не идет. Да, 2020 год оказался годом вызовов для всех участников образовательного процесса. Благодаря совместным усилиям мы смогли быстро перестроиться и организовать работу так, чтобы образовательный процесс не остановился. Электронное образование – это не уход в онлайн, это дополнительный образовательный ресурс. Мы все учимся работать в новых реалиях и очень важно, чтобы и педагоги, и родительская общественность, и министерство образования, и депутаты работали воедино, в комплексе и в системе», — подчеркнула первый заместитель председателя Самарской Губернской Думы Екатерина Кузьмичева.

Обсудив актуальные вопросы реализации в Самарской области образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий в общем и дополнительном образовании, участники заседания «круглого стола» вынесли ряд рекомендаций. В их числе:

Самарской Губернской Думе, министерству образования и науки Самарской области, департаментам образования городских округов Самара и Тольятти, образовательным организациям в Самарской области:
Довести до сведения участников образовательных организаций информацию о положениях действующего законодательства, предусматривающих электронное обучение и дистанционные технологии лишь одними из форм осуществления образовательного процесса;

Министерству образования и науки Самарской области:
Проводить работу по развитию цифровых компетенций педагогических работников посредством разработки соответствующих программ и курсов дополнительной профессиональной подготовки;

Министерству образования и науки Самарской области, Самарской областной организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации:
Осуществить мониторинг реализации норм трудового законодательства, регулирующих трудовые отношения во время применения дистанционных форм обучения, с целью соблюдения трудового законодательства;

Министерству образования и науки Самарской области, департаментам образования городских округов Самара и Тольятти:
1) продолжить освещение лучших практик реализации образовательных программ с применением дистанционных технологий в образовательных организациях Самарской области;

2) продолжить реализацию образовательных программ в форме электронного обучения и применения дистанционных технологий в качестве дополнительного ресурса при обучении в образовательных организациях общего и дополнительного образования;

3) рассмотреть вопрос о создании ресурса (службы) консультационной поддержки формата дистанционного обучения для педагогов, обучающихся, родителей;

4) осуществлять контроль знаний обучающихся при дистанционном обучении;

Департаменту информационных технологий и связи Самарской области:
Продолжить работу по совершенствованию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на территории Самарской области;

Образовательным организациям общего и дополнительного образования в Самарской области:
1) обеспечить исполнение требований санитарных правил и нормативов СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

2) разработать организационные и педагогические условия эффективной организации дистанционного учебного процесса с позиций сохранения здоровья всех его участников, обеспечение личностно ориентированной здоровьесберегающей среды к конкретному ученику в соответствии с уровнем его здоровья;

3) разработать рекомендации по формированию эффективной информационной культуры и культуры здоровья в условиях организации образовательного процесса с применением дистанционных технологий;

4) оказывать психолого-педагогическую поддержку родителям обучающихся с целью сохранения фона психологического благополучия в семье и умения наладить контакт со своим ребенком с учетом возрастных особенностей детской психики, так как из-за дефицита общения со сверстниками у школьников возникают психологические проблемы;

5) формировать навыки информационной культуры школьников, их безопасного общения с Рунетом и средствами массовых коммуникаций в Интернете (социальные сети).

26 февраля 2021 г.
Дата изменения: 2 марта 2021 г.

Сообщает Самарская Губернская Дума

https://www.traditionrolex.com/30