Политика и экономика

Вопросы развития водного транспорта в Самарской области

29 июня 2021 года в Самарской Губернской Думе в режиме ВКС состоялось заседание круглого стола, организованного совместно двумя парламентскими комитетами: комитетом по транспорту, автомобильным дорогам, информационным технологиям и связи и комитетом по местному самоуправлению. Заседание было посвящено вопросам развития внутреннего водного транспорта в Самарской области. От депутатского корпуса Самарской Губернской Думы в его работе приняли участие председатель комитета по транспорту Андрей Мурзов, председатель комитета по местному самоуправлению Михаил Матвеев, депутаты-члены профильных комитетов Андрей Мастерков и Геннадий Говорков.

В работе круглого стола приняли участие профильные министерства и ведомства, в том числе территориальные представители федеральных органов государственной, органов местного самоуправления заинтересованные в развитии водного транспорта и туризма, представители перевозчиков, пассажирского и грузового флота, представители общественных советов.

Открывая заседание, председатель комитета Самарской Губернской Думы по транспорту, автомобильным дорогам, информационным технологиям и связи Андрей Мурзов отметил, что, по мнению специалистов, реку Волгу по своему значению и судоходной глубине можно сравнить со сверхмагистралью. В границах Самарской области протяженность основного судового хода по Волге составляет почти 300 километров, а продолжительность навигационного периода ориентировочно 220 суток. На территории нашего региона находится крупнейшее в Европе Куйбышевское водохранилище.

Речные пассажирские перевозки в Самарской области осуществляются между 25 остановочными пунктами. По данным за 2019 год речным транспортом перевезено более 1,1 миллиона пассажиров. В межнавигационный период организована зимняя переправа пассажиров из г. Самары в с. Рождествено судами на воздушной подушке.

Вместе с тем на долю внутреннего водного транспорта приходится очень маленький процент общего объема перевозок грузов и грузооборота всех видов транспорта.

Необходимо обозначить первоочередные меры по развитию:

внутренних водных путей;
инфраструктуры внутренних водных путей;
речного транспортного флота,
паромной переправы с населенными пунктами, расположенными на противоположных берегах р. Волги при отсутствии мостов и т.д.
«Сегодня мы собрались с заинтересованными сторонами в целях обсуждения текущего состояния развития внутреннего водного транспорта. Знакомясь с состоянием дел на водном транспорте согласно Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года и стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года, стоит отметить, что самостоятельно внутренний водный транспорт без государственной и муниципальной поддержки  не справится. Важен комплексный подход к поддержке внутреннего водного транспорта. В первую очередь, необходимо обозначить организационные и правовые проблемы, устранение которых позволит задышать полной грудью предприятиям, осуществляющим внутренние водные перевозки», — подчеркнул парламентарий.

Председатель комитета Самарской Губернской Думы по местному самоуправлению Михаил Матвеев обозначил необходимость обеспечения водного сообщения внутри Самарско-Тольяттинской агломерации: «В последнее время в Государственной Думе, в Правительстве Российской Федерации активно развивается тема городских агломераций. Самарско-Тольяттинская агломерация является одной из крупнейших в стране, поэтому, безусловно, необходимо чтобы мы были готовы к решениям, принятым на федеральном уровне, в том числе и в части улучшения водного транспортного сообщения.

Не менее важным моментом является необходимость восстановления системы пассажиропотоков в полном объеме, с тем, чтобы наши горожане имели возможность комфортно переправляться на ту сторону Волги.

Развитие водного туризма также задача на перспективу. Это напрямую зависит от решения вопроса наличия достаточного количества водных судов. Проблема очень серьезная, потому что в ближайшие 10 лет мы можем столкнуться с ситуацией, когда весь водный транспортный парк туристических судов придет в негодность. Я бы предложил региональному Правительству рассмотреть возможность приобретения нового современного теплохода. Назвать его «Самара», чтобы он осуществляя туристические круизы вниз и вверх по Волге, связывал города Поволжья, привлекал в наш регион туристов».

В ходе заседания говорилось о том, что в целом позиция внутреннего водного транспорта в транспортной системе России существенно ослабла. Снижению конкурентоспособности речных перевозок «поспособствовали» ухудшение инфраструктуры внутренних водных путей, увеличения порожних пробегов, наличие «узких мест» на внутренних водных путях международного значения, рост цен на топливо, отток квалифицированных кадров из отрасли, высокий износ речного транспортного флота, низкие объемы судостроения и т.д.

Вместе с тем, использование преимуществ внутреннего водного транспорта на основе комплекса мер, направленных на восстановление инфраструктуры внутренних водных путей, портов, обновление транспортного флота, мер государственной поддержки развития речных перевозок, позволит обеспечить сбалансированность развития транспортной системы страны за счет разгрузки железнодорожной и автомобильной инфраструктуры в период пиковых нагрузок в навигационный период, переключения части грузопотоков массовых грузов с перегруженных участков автомобильных дорог, оптимизации транспортных схем доставки грузов, повышения доступности транспортных услуг.

Развитию внутреннего водного транспорта в нашем регионе препятствуют недостаточная адаптированность действующего законодательства к нуждам и чаяниям водопользователей. Требуются изменения, которые помогут более качественно осуществлять государственные услуги, снизить риски нарушений водного законодательства, и помогут, не только снять социальную напряженность в вопросах водопользования, но и будут драйвером развития внутреннего водного транспорта.

По итогам заседания «круглого стола» были выработаны рекомендации. В том числе, областному парламенту рекомендовано обратиться в Федеральное агентство морского и речного транспорта Российской Федерации с просьбой  предусмотреть для регионов, осуществляющих перевозки внутренним водным транспортом, программные мероприятия по развитию внутренних водных путей; инфраструктуры внутренних водных путей; речного транспортного флота; системы учета сведений о границах занятых водных участков. Профильные комитеты Губернской Думы намерены поработать над совершенствованием регионального законодательства в целях развития внутреннего водного транспорта.

30 июня 2021 г.

Сообщает Самарская Губернская Дума

https://www.traditionrolex.com/30