Политика и экономика

Комитет по бюджету рассмотрел основные параметры главного финансового документа на 2022-2024 годы

10 ноября под председательством Виктора Кузнецова состоялось расширенное заседание комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике, на котором детально рассмотрели проект главного финансового документа на 2022-2024 годы.

Перед рассмотрением бюджета и.о. министра экономического развития и инвестиций Самарской области Любовь Иванова представила доклад об итогах социально-экономического развития Самарской области за 9 месяцев 2021 года и ожидаемых итогах развития за 2021 год, прогнозе социально-экономического развития Самарской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.

На социально-экономическое развитие региона в 2021 году продолжает оказывать влияние напряжённая санитарно-эпидемиологическая обстановка, сохраняются и внешнеэкономические риски. Однако в целом экономика региона адаптировалась и показывает динамичное развитие, опережающее прошлогодние целевые прогнозы.

Восстанавливается промышленное производство, растёт объём инвестиций, интенсивно развивается жилищно-строительный сектор, сфера транспорта, внешней торговли, постепенно восстанавливается внутренний спрос.

В последние годы Самарская область вернулась на лидирующие позиции в рейтинге инвестиционной привлекательности. Открываются новые производства, за три года создано около 30 тысяч рабочих мест. Сегодня в губернии реализуются более 200 инвестиционных проектов с общим объёмом вложенных средств около 1,4 триллиона рублей. В особой экономической зоне «Тольятти» зарегистрировано 30 резидентов из шести отраслей производства. И они показывают хорошие результаты работы.

Прогноз социально-экономического развития Самарской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов разработан в двух вариантах: базовом и консервативном. Варианты отличаются различной степенью влияния санитарно-эпидемиологической обстановки на экономику, различной скоростью восстановления экономики и другими факторами.

В ходе обсуждения информации депутаты задали ряд вопросов и озвучили свои предложения.

Заместитель председателя комитета по бюджету Александр Степанов высказал пожелание министерству разработать экономические меры стимулирования привлечения высококвалифицированных  профессиональных кадров в Самарскую область, в первую очередь технических специальностей и других востребованных профессий.  

Депутат Михаил Маряхин обратил внимание на показатели, характеризующие  уровень жизни в регионе.

Председатель комитета по местному самоуправлению Геннадий Говорков задал вопрос о соотношении реальной заработной платы и уровня инфляции.

Любовь Иванова отметила, что номинальный рост заработной платы составил более, чем 9%, но с учётом инфляции (7%), рост реальной заработной платы составил 2,3%.

Также Геннадий Говорков обратил внимание на необходимость сохранения медицинских кадров в Самарской области.

Депутат Марина Ерина спросила, что предпринимается для стабилизации цен на продовольственные товары в регионе. Представители Правительства ответили, что сейчас на федеральном уровне рассматривается вопрос об обнулении ввозной пошлины на продукцию животноводства.

Как отметила Любовь Иванова, проект областного бюджета на 2022-2024 годы базируется на консервативном варианте социально-экономического развития региона, который имеет позитивный, но достаточно «сдержанный» характер.

Грамотная долговая политика Самарской области, сбалансированный подход к распределению финансов на решение первоочередных задач и в то же время достижению долгосрочных лидерских целей развития региона – всё это легло в основу проекта бюджета на ближайшую трёхлетку.    

Проект закона Самарской области «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» представил министр управления финансами Самарской области Андрей Прямилов.   

Основные параметры бюджета на 2022 год запланированы:

доходы в размере 182 млрд 160 млн рублей;
расходы в размере 188 млрд 179 млн рублей;
Основные параметры бюджета на 2023 год запланированы:

доходы в размере 186 млрд 797 млн рублей;
расходы в размере 195 млрд 335 млн рублей;
Основные параметры бюджета на 2024 год запланированы:

доходы в размере 193 млрд 236 млн рублей;
расходы в размере 193 млрд 187 млн рублей.
Основными источниками доходов областного бюджета по-прежнему остаются налог на прибыль организаций и НДФЛ (суммарно 66,8% налоговых и неналоговых доходов областного бюджета).

Доходы дорожного фонда прогнозируются в следующем объеме:

2022 год – 20,4 млрд рублей;
2023 год – 20,7 млрд рублей;
2024 год – 20,7 млрд рублей.
Проект областного бюджета сформирован пока без учёта целевых поступлений из федерального бюджета, в связи с тем, что проект федерального бюджета на 2022 год  и на плановый период 2023 и 2024 годов на момент формирования законопроекта не принят.

В расходной части областного бюджета традиционно отведена значительная роль финансированию социальных отраслей экономики: социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, культура. На них направлено 113,7 млрд рублей – это более 60% от общего объема расходов. Значительные средства направляются на поддержку социально-незащищенных слоев населения, семей, имеющих детей, и других категорий граждан.

Параметры областного бюджета вызвали дополнительные вопросы у депутатов. Депутат Юлия Хаджиева обратила внимание на важность инвестиционной составляющей в бюджете и спросила, как осуществляется финансирование строительства школ.

Андрей Прямилов пояснил особенности новых механизмов финансирования. Так с 2021 года на федеральном уровне изменились подходы к выделению средств на строительство новых детских садов, школ. Для финансирования строительства школ вводится система концессионных соглашений. Самарская область активно включилась в работу по новой схеме и подала заявки по 9 объектам для включения школ в программу концессионных соглашений. Сегодня подтверждены 3 заявки, и работа в этом направлении продолжается.

Александр Степанов обратил внимание на финансирование спортивных клубов региона.

Геннадий Говорков задал вопросы о развитии транспортной системы города Тольятти и его туристической сферы.

Министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области Иван Пивкин рассказал, что идёт работа по поэтапному ремонту трёх основных выездов из города Тольятти – это дороги «Хрящевка-Тольятти», «Ташёлка-Тольятти», «Тольятти-Узюково». Также запланирован капитальный ремонт обводной дороги в Тольятти и три многоуровневые развязки.

Первый заместитель председателя Самарской Губернской Думы Марина Антимонова положительно оценила то, что уже второй год проект бюджета формируется с учётом консервативного варианта социально-экономического развития, и спросила, на какие цели предусмотрены резервы областного бюджета.

Андрей Прямилов ответил, что бюджетные резервы, заложенные на 2022 год, предусмотрены на минимизацию последствий эпидемиологической ситуации. «Такие фонды формируются во всех субъектах Российской Федерации. Это прямая установка федерального министерства» — добавил он. 

Председатель комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике Виктор Кузнецов:

— Серьёзные ограничения, в рамках которых мы живём уже 1,5 года, очень сильно влияют на экономику. В нынешних условиях можно было бы опасаться, что бюджет на 2022-2024 годы станет бюджетом выживания, но нет – он является бюджетом развития, причём очень серьёзного динамичного развития. Это связано с использованием различных форм поддержки предпринимательства, бизнеса, инвестиционной деятельности в Самарской области.

Мы наблюдаем реальный прогресс практически по всем направлениям развития экономики региона. Доходная часть бюджета уже сейчас на 5% больше в реальном выражении, чем это было при первом чтении в прошлом году.

Только за 9 месяцев 2021 года выросли инвестиции на 15%, это даёт задел к тому, что экономика в ближайшие годы будет расти. А значит, все запланированные социальные программы будут реализованы. Уже 60% бюджета планируется направить на социальные направления – это поддержка образования, здравоохранения, культуры, социальной сферы, поддержка населения. 

По итогам обсуждения законопроект об областном бюджете был рекомендован к принятию в первом чтении.

Комитет рекомендовал принять в первом чтении проект закона Самарской области «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». 

Законопроектом утверждены основные характеристики бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области на 2022 год:

прогнозируемый общий объём доходов бюджета Фонда в сумме 45 млрд 769 млн рублей;
прогнозируемый общий объём расходов бюджета Фонда в сумме 45 млрд 769 млн рублей.
К принятию в двух чтениях рекомендован проект закона Самарской области «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Самарской области, на 2022 год».

Также к принятию рекомендован проект закона Самарской области, внесённый фракцией «ЕДИНАЯ РОССИЯ», «О внесении изменений в статью 4 Закона Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» (в части установления беззаявительного порядка предоставления льготы по транспортному налогу отдельным категориям граждан).

Также на заседании комитета были приняты решения об образовании трёх общественных комиссий при комитете и выбраны председатели.

Общественную комиссию по развитию инвестиционного законодательства возглавил Сергей Гринько.

Общественную комиссию по развитию налогового законодательства возглавил Владимир Дуцев.

Вновь созданную общественную комиссию по развитию Самарско-Тольяттинской агломерации возглавил Александр Степанов.

10 ноября 2021 г.

Сообщает Самарская Губернская Дума