Политика и экономика

Финансирование региональной отрасли образования в 2022-2024 годах будет увеличено

17 ноября 2021 года в Самарской Губернской Думе под председательством Светланы Ильиной состоялось очередное заседание комитета по образованию и науке. От депутатского корпуса областного парламента в  работе заседания также приняли участие Роман Маркаров, Виктор Кузнецов, Екатерина Кузьмичева, Наталья Боброва, Ирина Долгополова, Марина Ерина, Николай Панченко, Елена Сазонова, Роман Балтер.

Всего на обсуждение комитета было вынесено13 вопросов.

Продолжается работа над корректировками принятого в первом чтении проекта закона Самарской области «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

Как доложил министр образования и науки Самарской области Виктор Акопьян, общий объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение отрасли образования в региональном бюджете на 2022 год без учета федеральных поступлений предусмотрен в размере 41,6 млрд рублей, что на 5,9% выше уровня показателя 2021 года. При этом доля финансовых вливаний в отрасль образования в общих расходах субъектового бюджета составляет 21,9%.

Распределение расходов бюджета по отрасли образования осуществлено по 7 государственным программам.

Самая высокая доля расходов, 96,76% — это мероприятия госпрограммы Самарской области «Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики в Самарской области».

Средства направляются на пять направлений:

1. На финансирование образовательных учреждений предусмотрено 38 млрд рублей.

В том числе в это направление заложен фонд оплаты труда педработников образовательных организаций.

По словам министра, в проекте бюджета запланировано 750 млн рублей на индексацию заработной платы с января 2022 года на 6,45% работников, которые не относятся к категориям, определенным в Указах Президента РФ.

Предусмотрено 88,6 млн рублей на доведение с 1 января 2022 года зарплаты низкооплачиваемых категорий работников сферы образования до 13617 рублей, а также 611,5 млн рублей – на доведение средней заработной платы отдельных категорий педработников до соответствующего уровня в целях выполнения Указов Президента РФ.

2. На социальные расходы образовательных учреждений планируется направить 1,5 млрд рублей.

Сюда отнесены госгарантии на закупку учебных материалов, меры соцподдержки детей-сирот (проезд, одежда, питание), выпускников СПО и ВПО, обучающихся по педспециальностям, стипендии студентам учреждений СПО и т.д.

Более того, по поручению Губернатора, в соцрасходах следующего года впервые предусмотрены средства на частичную компенсацию 54 педработникам сельских образовательных учреждений расходов на ипотеку.

3. Целевые меры.

Заложены средства на софинансирование вузов, которые стали победителями Общефедерального национального проекта «Приоритет 2030». В Самарской области в число победителей вошли Самарский национальный исследовательский университет, Тольяттинский государственный университет и Самарский государственный медицинский университет.

4. На мероприятия в сфере молодежной политики в 2022 году предусмотрено 611 млн рублей, из них 230 млн – на организацию и проведение в регионе 30-летия Российской студенческой весны.

5. На укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных образовательных организаций в проекте регионального бюджета следующего года заложен 1,2 млрд рублей.

Из них 78% — средства на капитальный ремонт, оснащение, обеспечение комплексной безопасности зданий образовательных организаций и 22% — на приобретение основных средств образовательных учреждений.

Так, 99,2 млн рублей в 2022 году будет выделено г.о. Самара на возвращение в систему дошкольного образования зданий двух бывших детских садов, на их капитальный ремонт и оснащение.

На укрепление материально-технической базы образовательных организаций региона в областном бюджете заложено 650 млн рублей.

Как пояснил Виктор Акопьян, министерство находится на предварительной стадии подачи заявок в федеральный бюджет на капитальный ремонт школ и детсадов. Прием заявок стартует 25 ноября текущего года.

В Самарской области 31 образовательная организация подходит под критерии федеральной программы, рассчитанной до 2026 года. Губернатором Самарской области поставлена задача – в первый же год заявить максимальное количество образовательных организаций. К концу текущей недели положительные результаты госэкспертизы получат 22 организации.

В зависимости от того, какое количество заявок будет одобрено на федеральном уровне, можно будет рассчитать объем софинансирования из областного бюджета, а следовательно, распределить остаток средств по данной статье расходов на продолжение реализации региональной программы по капитальному ремонту объектов образования, работы на которых были начаты в прежние годы.

На поддержку муниципалитетов в целях оснащения зданий образовательных организаций техническими средствами безопасности запланировано 57,6 млн рублей.

Также в областном бюджете 2022 года заложены средства на капитальный ремонт и оснащение оборудованием пищеблоков в 99 образовательных организациях Самарской области.

Кроме того, в рамках реализации нацпроекта «Образование» предусмотрено софинансирование работ по капитальному ремонту спортивных залов в образовательных учреждениях двух муниципалитетов.

Одним из самых значимых вопросов развития отрасли образования в регионе является вопрос сохранения и наращивания темпов строительства новых школ и детских садов.

По данным, озвученным министром строительства Самарской области Николаем Плаксиным,в проекте бюджета на ближайшие три года заложено финансирование мероприятий по проектированию и строительству объектов образования в объеме 1 млрд 42 млн рублей, в том числе 412 млн рублей — на 2022 год. При этом планируется привлечь дополнительные средства из федеральной казны в размере 1,8 млрд рублей на три года, из них 947 млн рублей – на следующий год.

В рамках реализации нацпроекта «Демография» в 2022 годупланируется начало строительства одного детсада в областной столице на 132 места. Ввод в эксплуатацию – 2023 год.

В рамках нацпроекта «Образование» в планах отраслевого министерства:

завершение строительства школы в Автозаводском районе г.о. Тольятти,
окончание строительных работ на 2-й очереди школы на 5 просеке в г.о. Самара,
возведение школы в г.о. Сызрань,
выплата капитального гранта по концессионным соглашениям на строительство 4 школ в мкрн Южный город с.Лопатино, в мкрн Волгарь, в мкрн Крутые ключи г.о. Самара и в Автозаводском районе г.о. Тольятти.
Члены профильного комитета Виктор Кузнецов, Екатерина Кузьмичева, Наталья Боброва, Марина Ерина задали уточняющие вопросы министрам по отдельным статьям бюджетных расходов. Были даны подробные разъяснения.

По итогам обсуждения комитет рекомендовал Думе принять законопроект «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» во втором и окончательном чтении.

«Мы все прекрасно понимаем, что в регионе ведутся большие объемы строительства и ввода в эксплуатацию жилья, что с каждым годом количество детей увеличивается. И очень важно, чтобы при осуществлении комплексной жилой застройки сразу планировалось возведение объектов образования. В настоящее время подходит к завершению строительство двух школ в городских округах Самара и Тольятти. В 2022 год в Самаре появится новый детский сад. Большие надежды мы возлагаем на новые подходы к организации строительства образовательных учреждений, а именно, привлечение к этому процессу концессионеров. Всего в нашем регионе в рамках концессионных соглашений запланировано строительство 10 школ. На ближайшие три года определены 4 школы. Мы все помним те времена, когда вообще не строились ни новые школы, ни детские сады. Сегодня министр образования нас заверил, что будет вестись работа с Министерством просвещения Российской Федерации о выделении дополнительного финансирования из федерального центра на эти цели. Конечно, это не может не радовать», — прокомментировала председатель комитета Думы по образованию и науке Светлана Ильина.

Областные парламентарии обсудили возможность разработки проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части уточнения правового регулирования семейной формы образования (далее СФО).

В Российской Федерации гарантирована свобода выбора форм получения образования. Законодательно определен порядок получения образования при выборе семейной формы образования, а также меры поддержки родителей при организации образования детей.

В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа семей, выбирающих для своих детей семейную форму обучения. Если в 2019 году в Самарской области обучалось 862 ребенка на СФО, то в 2021 году их число выросло до 1100 человек.

Важно понимать, что дети на семейном обучении учащимися образовательной организации не являются. Родители организуют обучение ребенку самостоятельно.

Председатель профильного парламентского комитета Светлана Ильина акцентировала внимание коллег на неоднозначности этой темы: «Этот вопрос требует детальной проработки, потому что всегда у медали есть две стороны. В последнее время семейная форма обучения приобретает все большую популярность. С одной стороны, перевод детей на семейное обучение частично решает проблему очередности в детские сады и школы.

При этом мы понимаем, что если при обучении ребенка в школе контроль за прохождением учебного плана осуществляет образовательная организация, то на семейном обучении ребенок оказывается вне поля зрения образовательных организаций. Конечно, есть родители, которые и в семье могут организовать качественный образовательный процесс, пригласить репетиторов, преподавателей, которые помогут их детям освоить образовательные программы и успешно сдать итоговую аттестацию. Однако, есть и другие примеры. В последнее время в отдельных регионах России стали сталкиваться с тем, что родители (чаще всего речь идет о неблагополучных семьях) забирают детей на семейную форму обучения только для того, чтобы получить норматив на ребенка и использовать его для своих нужд. Они самостоятельно лишают своего ребенка права на бесплатное образование, гарантированное Конституцией.

Есть еще один немаловажный аспект. Некоторые родители учеников выпускных классов, желая снять излишнюю, по их мнению, нагрузку со своих детей, переводят их на семейное обучение. Объясняется этот выбор тем, что дети должны сконцентрировать все усилия только на тех предметах, которые им придется сдавать при государственной итоговой аттестации, чтобы поступить в вуз. Зачастую в то время, когда родители на работе, эти подростки оказываются предоставленными сами себе. Никто не следит за тем, чем занят ребенок. Не приведет ли это к игромании, к наркомании и прочим пагубным привычкам? При выборе семейной формы обучения родителям стоит серьезно задуматься, а не нанесут ли они этим вред своему ребенку».

По итогам обсуждения решено провести совместно с министерством образования и науки Самарской области анализ реализации прав граждан на образование при выборе семейной формы обучения во втором полугодии 2022 года.

Далее на заседании был рассмотрен и рекомендован к принятию  проект закона Самарской области «О внесении изменений в статью 22 Закона Самарской области «Об образовании в Самарской области» (в части установления гарантии выплаты ежемесячного денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя (куратора) в профессиональных образовательных организациях).

Профильный комитет одобрил проект федерального закона «О внесении изменения в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в части предоставления детям ветеранов боевых действий, погибших в ходе боевых действий или умерших вследствие увечья, права на прием на обучение в вузы в пределах установленной квоты).

Депутаты концептуально поддержали обращение Законодательного Собрания города Севастополя о законодательной инициативе по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Комитет заслушал и принял к сведению:

информацию о результатах отдельных процедур оценки качества образования в общеобразовательных организациях в Самарской области;
информацию о результатах приемной кампании в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования в 2021 году;
информацию о ходе реализации в 2021 году в Самарской области федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
В ходе обсуждения информации об обеспечении питанием обучающихся образовательных организаций в Самарской области была поднята очень важная проблема.

Дело в том, что в настоящее время законодательно закреплено право детей с ограниченными возможностями здоровья на получение бесплатного горячего питания. Эта норма выполняется в полном объеме.

Вместе с тем существует законодательный пробел в части того, что под эту норму не подпадают дети-инвалиды. В Самарской области насчитывается около 1500 школьников из этой категории и порядка 2700 студентов учреждений СПО.

Для того, чтобы детально изучить эту проблематику и выработать консолидированное решение в части законодательного урегулирования вопроса по обеспечению бесплатным школьным питанием детей-инвалидов  комитет по образованию и науке счел целесообразным создать совместную с комитетом по здравоохранению, демографии и социальной политике рабочую группу, с привлечением представителей отраслевых министерств и общественности.

Также была принята к сведению информация о ходе исполнения рекомендаций участников заседания «круглого стола» на тему «О кадровом обеспечении отрасли образования», рассмотрены организационные и наградные вопросы.

17 ноября 2021 г.

Сообщает Самарская Губернская Дума

https://www.traditionrolex.com/30