Политика и экономика

Необходим комплексный подход к решению кадрового вопроса в отрасли образования

26 ноября 2021 года в Самарской Губернской Думе в режиме видеоконференц-связи состоялось заседание «круглого стола» на тему «Проблемы кадрового обеспечения общеобразовательных организаций в Самарской области. Пути решения», организованного парламентским комитетом по образованию и науке. От депутатского корпуса Самарской Губернской Думы в обсуждении заявленной темы приняли участие Светлана Ильина, Роман Маркаров, Наталья Боброва, Ирина Долгополова. К участию в заседании «круглого стола» также были приглашены представители министерства образования и науки Самарской области, Думы г.о. Самара, руководители образовательных организаций губернии, Самарской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, родительского сообщества, другие заинтересованные лица.

Открывая заседание «круглого стола», председатель комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке Светлана Ильина отметила; «В своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2021 году Президент Владимир Владимирович Путин говорил о необходимости «сделать всё, чтобы для молодого поколения России было открыто как можно больше возможностей в жизни. Этот путь, конечно же, начинается в школе, она была и, уверен, будет для ребят вторым домом». Образование в школе невозможно без учителя. Роль педагога в развитии общества невозможно переоценить хотя бы потому, что именно учитель воспитывает молодёжь, формирует поколение, которое продолжит дело старших. Поэтому мы уверены в том, что педагог формирует будущее общества, будущее науки и культуры.

Сегодняшнее заседание «круглого стола» посвящено самой актуальной, очень острой, очень спорной, я бы даже сказала, проблемной теме в отрасли образования – вопросам кадрового обеспечения общеобразовательных организаций. Мне бы хотелось, чтобы сегодня мы поговорили не только об имеющихся трудностях, но и попытались найти пути их решения».

По информации отраслевого министерства, в настоящее время в 63-м регионе трудится более 28 тысяч педагогических работников, из них около 19 тысяч – учителя, 87% — педагоги с высшим профессиональным образованием, 31% — с высшей квалификационной категорией.

Возрастной порог региональных педагогов, к сожалению, стремится к возрастанию. Большая часть учителей (44%) – это специалисты в возрасте от 40 до 54 лет. 90% педагогов – женщины.

На уровне Главы региона, Правительства Самарской области, министерства образования и науки Самарской области предпринимается целый ряд мер соцподдержки педагогов, привлечения в отрасль молодых специалистов.

Так, большая роль отводится ранней профориентации молодежи. В рамках проекта предпрофильного образования «Педагогический класс» в 2021 году возобновил свою работу 41 педагогический класс, где школьники знакомятся с особенностями работы учителя, получают подготовку психолого-педагогической направленности.

Популяризации педагогической профессии способствует и целевой набор в Самарском государственном социально-педагогическом университете (в 2021 году из 59 поступивших «целевиков» 35 студентов – это выпускники сельских образовательных организаций).

Хороший результат показывает практика применения дуальной модели обучения.

Например,  в  2020-2021 учебном году по системе дуального обучения в г.о. Тольятти работало большинство общеобразовательных школ, подведомственных тольяттинскому департаменту образования. В рамках прохождения практики в общеобразовательных учреждениях студенты осваивают практические методы и приемы взаимодействия с детьми, педагогами и родителями. В 2020-2021 учебном году после прохождения дуального обучения 15 студентов  были трудоустроены в общеобразовательные учреждения г.о. Тольятти.

В Самарском социально-педагогическом колледже 142 студента занимаются по программе «дуального обучения». Они проходят практику в 74 самарских школах.

Реализуются меры поддержки для поступающих на работу в образовательные учреждения в виде выплаты от 160 тысяч до 350 тысяч рублей в зависимости от территориального расположения образовательной организации. В текущем году заключено 92 ученических договора на общую сумму более 23 млн рублей.

Молодые педагоги в возрасте до 30 лет вправе рассчитывать на ежемесячную денежную  выплату  в размере 5000 рублей. В 2021 году такую надбавку получили  2 607  педагогических работников Самарской области.

Учителям в возрасте до 35 лет осуществляются социальные выплаты на компенсацию затрат по ипотеке. За период с 2014 по 2020 год 183 молодых учителя и 10 молодых педагогов улучшили жилищные условия с использованием социальных выплат на компенсацию первоначального взноса. В 2021-2023 годах социальные выплаты на компенсацию первоначального взноса будут предоставлены еще 69 молодым учителям и 33 молодым педагогам.

С января 2020 года в Самарской области стартовала программа «Земский учитель». Из федерального центра региональному бюджету предусмотрены ежегодные субсидии по осуществлению единовременных компенсационных выплат в размере 1 млн рублей 5 учителям в Самарской области.

Также с 2013 года в Самарской области действует система стимулирующих выплат для педагогов, которые подготовили победителей и призеров регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников, международных олимпиад по общеобразовательным предметам.

Большое внимание в регионе уделяется развитию воспитательной компоненты в общеобразовательной школе, утверждены премии педработникам, наиболее успешно реализующим долгосрочные воспитательные проекты особой педагогической и общественной значимости.

Несмотря на все перечисленные выше стимулирующие меры, вопрос нехватки кадров в губернских школах по-прежнему остается достаточно острым.

Среди основных факторов, влияющих на кадровый дефицит в школах, участники «круглого стола» назвали низкий уровень заработной платы учителя. Говорилось об апробации на территории 5 субъектов РФ пилотного проекта по применению новой системы оплаты труда педагогических работников общеобразовательных организаций; о корреляции ставки заработной платы учителей к средней по экономике.

Большие нагрузки, ежегодно увеличивающийся объем работы с отчетами, запросами, анкетированием родителей и учеников, сбором разнообразной информации, инструктажами, и пр. не способствуют росту престижа профессии учителя.

Также огромное количество проверок по жалобам в различные инстанции зачастую приводит к срывам и эмоциональному выгоранию педагогов. Такие вопросы должны изначально рассматриваться конфликтными комиссиями, созданными в каждой школе.

На заседании было озвучено предложение о целесообразности возврата в школы педагогов-психологов и социальных педагогов, о разработке медицинских программ по поддержке педагогов, о создании кабинетов эмоциональной разгрузки и т.д.

По мнению участников «круглого стола», повышение престижа профессии учителя во многом «завязано» на профессионализме самого учителя.

Как отметил заместитель председателя профильного комитета Думы Роман Маркаров, важно, чтобы в школы приходили молодые педагоги, осознанно выбравшие эту профессию, а не по остаточному принципу. Предлагается изучать успешные практики других регионов и стран в этом направлении, проводить масштабное анкетирование студентов-второкурсников педагогических вузов с целью выявления их ожиданий от будущей работы в школах.

Депутат-член комитета по образованию и науке Ирина Долгополова указала на то, чтобы рассмотреть возможность включения профессии педагога в реестр приоритетных специальностей Самарского региона. Это может стать хорошей мотивацией для абитуриентов к поступлению в педагогические вузы и колледжи, а также для студентов к трудоустройству по полученной профессии по окончании обучения.

Значимую роль в привлечении, а главное, в закреплении педагогических кадров в школах играют условия труда — оснащенное рабочее место, отремонтированные здания, комфортная и дружелюбная атмосфера в педколлективе и т.д.

В ходе заседания высказывались предложения о разработке по аналогии с Казахстаном регионального закона «О статусе учителя»; о создании на базах центров допобразования Клубов будущих учителей из числа школьников — членов РДШ; о поддержке педагогических династий; о возрождении Дома учителя для общения педагогов разных возрастов и обмена опытом; о реализации проекта по увековечиванию памятника учителю и др.

Все озвученные предложения будут обобщены и взяты в работу комитетом Самарской Губернской Думы по образованию и науке.

26 ноября 2021 г.

Сообщает Самарская Губернская Дума