Политика и экономика

Современные образовательные пространства и новые подходы к образовательному процессу в Самарской области

20 июня в мкрн «Южный город» состоялось совместное выездное мероприятие двух профильных комитетов Самарской Губернской Думы: комитета по образованию и науке и комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике по вопросу реализации образовательных программ различной направленности.

Председатель парламентского комитета по образованию и науке Светлана Ильина, председатель парламентского комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике Марина Сидухина, заместитель председателя комитета по образованию и науке Роман Маркаров, депутаты-члены профильных комитетов Екатерина Кузьмичева, Алексей Лескин, Вера Попова, Николай Панченко, Ирина Долгополова, Марина Ерина посетили образовательный центр «Южный город», оценили его материально-техническое оснащение, познакомились с новыми формами и подходами к образовательному процессу.

В ходе расширенного рабочего совещания состоялось обсуждение двух актуальных тем:

о внедрении в образовательный процесс ранней профориентации на опыте создания базовых и опорных школ СамГМУ;
о реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
По словам директора ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» Владимира Кильдюшкина, на базе образовательного центра «Южный город» реализуется оба эти направления.

В 2021 году образовательная организация вошла в число первых опорных школ СамГМУ. Здесь сформирован медицинский класс, закуплено самое современное оборудование, включая 3D-атлас человеческого тела «Пирогов», налажено системное взаимодействие с вузом.  

Проректор по образовательной деятельности Самарского государственного медицинского университета Елена Авдеева и начальник управления молодежной научно-образовательной политики СамГМУ Артём Сергеев довели до сведения участников мероприятия суть проекта  «Медицинский класс», старт которого был дан летом прошлого года. Проект, позволил объединить усилия учителей школ, ресурсы системы образования и системы здравоохранения Самарской области, а также лучших специалистов в области медицины региона.

Его основная цель — создать условия для выявления у школьников мотивации и психологической готовности стать врачом, а также условия для подготовки выпускников к поступлению в университет и практической подготовки по естественнонаучному направлению.

Идея была горячо поддержана как директорами школ, так и родительским сообществом, и самими старшеклассниками.

Между СамГМУ и школами заключены договоры на оказание образовательных услуг, утверждены рабочие программы для базовых школ (103 академических часа) и для опорных школ (165 академических часов).

В 2021-2022 учебном году опорными школами Самарского государственного медуниверситета стали 6 образовательных организаций:

Самарский медико-технический лицей,
лицей «Классический»,
образовательный центр «Южный город»,
гимназия – № 77 г.о. Тольятти,
гимназия № 35 г.о. Тольятти,
школа № 132 г.о. Самара.
Статус «Базовая школа СамГМУ» получили 22 школы Самарской области.

В базовых и опорных школах СамГМУ для учеников 10-11 классов организуют профориентационные экскурсии и научно-популярные лекции, обучающихся планируют привлекать в школьные отряды волонтеров-медиков. Базовым и опорным школам предоставили доступ к научной библиотеке и электронной информационно-образовательной среде СамГМУ.

В опорных школах осуществляется оснащение специальных кабинетов оборудованием для обучения оказанию первой помощи, тренажером сердечно-легочной реанимации, индикатором кардиоритма, имитаторами ранений, переломов, ожогов и обморожений, а также тренажерами с применением 3D, VR-технологий – «Виртуальная клиника», «Экстренная медицинская помощь», 3D-атлас медицинских инструментов.

Вуз предоставляет «подшефным» образовательным организациям:

— программное обеспечение:

«Экстренная медицинская помощь» – для обучения и проверки знаний в области оказания экстренной медицинской помощи;
«Поликлиника (коммуникации)» – для обучения среднего медицинского персонала коммуникативным навыкам общения с пациентами;
«Поликлиника (эргономика)» – для выработки у медицинского персонала умения организовывать свое рабочее пространство по системе «5С»;
«Больница Пирогова» – интерактивная экскурсия по больнице Пирогова;
«3D инструменты» – 3D-интерактивный набор медицинских инструментов с возможностью ознакомиться с принципом работы и описанием;
— материальное оснащение:

тренажеры по эндоскопии, по аускультации, по оториноларингологии, по косметологии, по хирургии;
коврики – имитации различных поражений кожи, ран, слизистых, сосудов и т.д.;
— брендированную продукцию, информационные стенды и таблички «Опорная школа СамГМУ».

В свою очередь, опорные школы должны обеспечить для «медицинских классов» рабочее пространство, оснащенное необходимым оборудованием, тренажерами, манекенами, макетами, лабораториями и т.д.

Учебные курсы для будущих абитуриентов СамГМУ ведут преподаватели вуза.

В базовых и опорных школах СамГМУ в 2021-2022 учебном году 2480 школьников изучили модули:

 «Домашняя аптечка»;
«Lingua latina medicine»;
 «Основы проектной деятельности»;
 «Медицинские лекции»;
«Форсайт-сессия».
Курс «Знакомство с Университетом» прошли более 1600 школьников.

В Анатомическом музее и Историческом корпусе было проведено 40 экскурсий.

Дополнительно для учеников опорных школ были организованы учебные модули «Основы первой помощи», «Юный хирург», «Юный травматолог», а также проведены экскурсии в клинике «Мать и Дитя».

322 школьника приняли участие непосредственно в заседаниях кафедр СамГУ.

В 2022-2023 учебном году реализация проекта «Медицинский класс» будет продолжена.

По словам авторов идеи, планируется расширить охват учеников спецкурсами, начиная с 8 классов.

Предполагается, что все курсы будут транслироваться в режиме онлайн одномоментно во всех базовых школах: еженедельно в один установленный день в одно время.

Будет формироваться индивидуальная образовательная траектория для каждого ученика «медкласса» с учетом его достижений.

Продумывается система поощрений школьников, показавших лучшие результаты.

В опорных школах будут проводиться дополнительные интенсивы, когда преподаватели СамГМУ будут проводить со школьниками целый день.

В планах также расширение географии создания опорных и базовых школ в регионе.

Информация вызвала живой интерес.

Прозвучали предложения о включении в этот проект и организаций СПО медицинского профиля; о разработке официального свидетельства об окончании «медклассов» и о целесообразности предоставления определенных преференций их выпускникам при поступлении в СамГМУ; о необходимости финансового обеспечения дополнительной нагрузки преподавателей вуза, участвующих в проекте; о бюджетной поддержке в части оснащения базовых и опорных школ СамГМУ современным оборудованием и заинтересованности муниципалитетов в том, чтобы на их территории увеличивалось количество таких образовательных организаций и т.д.

«Наш регион — первый, где внедрена модель создания опорных и базовых школ Самарского государственного медицинского университета. Это школы, в которых преподаватели СамГМУ готовят старшеклассников к поступлению в медицинский вуз. Где установлено самое современное медицинское оборудование, благодаря которому школьники могут учиться не на картинках, не по учебникам, а на практике – в реальных лабораториях, на настоящих тренажерах, изучать анатомию на 3D-столе «Пирогов». Ученики «медклассов» опорных школ – это практически 100% абитуриенты Самарского медуниверситета. Мы видим, что это именно такая модель подготовки кадров, о которой говорит наш Губернатор Дмитрий Игоревич Азаров. Уже сегодня мы видим, что она востребована. Нет сомнений, что она будет эффективна. И наша задача на перспективу – по такой профессиональной направленности построить все специалитеты», — поделилась впечатлениями председатель комитета Самарской Губернской Думы по здравоохранению, демографии и социальной политике Марина Сидухина.

Вторым не менее важным вопросом повестки заседания стало обсуждение темы реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее РАС).

По информации регионального министерства образования и науки, в систему дошкольного образования в 2021/22 учебном году было включено 147 детей с расстройствами аутистического спектра, в систему общего образования – более 500 детей с РАС, в систему профессионального образования — 17 человек с такими особенностями развития.

Дошкольники и школьники осваивают адаптированные основные образовательные программы дошкольного, начального и основного общего образования для обучающихся с интеллектуальными нарушениями с учетом психофизических особенностей детей с РАС. Педагоги детских садов, школ, учреждений дополнительного образования все чаще обращаются за помощью по организации образовательной и творческой деятельности детей с РАС к специалистам, владеющим соответствующими компетенциями.

На территории Самарской области в 2018 году по рекомендации Министерства образования и науки РФ было создано три региональных ресурсных центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС. Два из них функционируют на базе школ-интернатов для обучающихся с ОВЗ № 3 г. Тольятти и № 115 г. Самара, третий — на базе учреждения повышения квалификации «Центр специального образования», который выполняет координирующую функцию.

На сегодняшний день в Самарской области утверждены нормативные затраты на оказание государственной услуги в сфере образования по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Однако постоянно растет потребность в создании специальных условий для детей с РАС, обучающихся в общеобразовательных организациях, они нуждаются в обеспечении тьюторского сопровождения, особенно в период адаптации.

В настоящее время с детьми с РАС работает 62 тьютора, тогда как требуется не менее 190 специалиста. В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» в текущем году будет подготовлено 90 тьюторов. В планах – создание в регионе Ассоциации тьюторов.

Более того, в декабре прошлого года было утверждено и Постановление Правительства Самарской области, в соответствии с которым с 1 января 2022 года осуществляется финансовое обеспечение введения дополнительных ставок тьюторов в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Самарской области.

Годовой объем средств, необходимый на финансирование дополнительных ставок тьюторов, начиная с 2022 года, составляет 33 млн рублей. В областном бюджете эти средства заложены.

Владимир Кильдюшкин поделился опытом работы ресурсной зоны, созданной в образовательном центре «Южный город».

Сегодня в образовательной организации действует служба сопровождения детей с ОВЗ, из которых 15 детей с РАС. С ними помимо педагогов работают тьюторы, фиксирующие образовательные и поведенческие достижения ребят. Следующее звено – это кураторы, которые координируют тьюторов и учителей ресурсных классов. Дистанционный контроль за слаженной работой всей системы осуществляет супервизор.

Значительным подспорьем для образовательной организации является некоммерческая общественная организация, созданная родителями учеников с РАС, которая активно участвует в различных конкурсах на получение грантов.

 «В последнее время численность детей с расстройствами аутистического спектра в Самарской области неуклонно растет. Все чаще родители детей с РАС изъявляют желание, чтобы их дети получали образовательные услуги непосредственно в образовательной организации, а не индивидуально на дому. Мы понимаем, что такие дети нуждаются в особенных программах, в индивидуальном подходе. Сегодня на примере образовательного центра «Южный город» мы увидели идеальную модель того, как должно организовываться сопровождение таких деток в школах, как они должны интегрироваться в классы. Здесь работают тьюторы, кураторы, осуществляется супервизия. Индивидуальный подход и комплексная система доказывают свою эффективность. Например, в школе есть пятиклассник с РАС, который благодаря грамотному сопровождению справился со всеми всероссийскими проверочными работами, и в следующем году он пойдет уже в обычный шестой класс. Конечно, мы понимаем, что увеличение в системе образования количества детей с РАС влечет за собой и необходимость увеличение финансирования ставок тьюторов и кураторов в образовательных организаций, где обучаются дети с такими нарушениями. С 1 января 2022 года такие школы могут подать заявки на финансирование допставок тьюторов», — отметила председатель комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке Светлана Ильина.

Все вопросы и предложения, озвученные в ходе выездного мероприятия, будут взяты в работу профильных комитетов областного парламента.

20 июня 2022 г.

Сообщает Самарская Губернская Дума

https://www.traditionrolex.com/30