Политика и экономика

Вернуть алкогольное законодательство региона в федеральные рамки

20 июня 2017 года в Самарской Губернской Думе под председательством Вячеслава Малеева состоялось заседание комитета по промышленности, предпринимательству и торговле. От депутатского корпуса в работе комитета также приняли участие Светлана Бескоровайная, Ольга Севостьянова, Алексей Степанов, Сергей Блохин, Шамиль Хисамутдинов.

Повестка заседания комитета включала 19 вопросов.

Областной бизнес-омбудсмен Евгений Борисов представил парламентариям ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области за 2016 год.

Докладчик обозначил основную проблематику обращений от предпринимателей, поступивших к нему в течение прошлого года:

  • вопросы, связанные с внедрением контрольно-кассовой техники;
  • непомерно высокое количество неналоговых платежей;
  • продвижение самарских товаропроизводителей на полки сетевых компаний;
  • высокие тарифы на газ и электроэнергию;
  •  снижение количества лицензиатов по реализации алкогольной продукции;
  • закрытие бизнеса из-за чрезмерного количества проверок и пр.

По итогам рассмотрения информация была принята к сведению.

Вместе с тем, комитет счел целесообразным отслеживать совместно с правовым управлением аппарата Самарской Губернской Думы прохождение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части увеличения срока перехода на применение контрольно-кассовой техники нового образца для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности или упрощённую систему налогообложения), внесённого Архангельским областным Собранием депутатов и  поддержанного Самарской Губернской Думой.

Также было рекомендовано общественной комиссии по промышленной политике, развитию малого и среднего предпринимательства при профильном комитете рассмотреть вопрос о перспективах совершенствования практики льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства банками и микрофинансовыми организациями; а общественной комиссии по потребительскому рынку при комитете рассмотреть вопрос о практике взаимодействия торговых сетей с товаропроизводителями, осуществляющими свою деятельность на территории Самарской области.

Далее члены профильного комитета обсудили заключение Правительства Самарской области на проект закона Самарской области «О внесении изменений в  статьи 6 и 10 Закона Самарской области «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области».

Суть изменений сводится к снижению до 500 млн рублей требований к крупным инвесторам для целей заключения инвестиционных меморандумов и продления срока государственной поддержки инвесторов до с 7 до 10 лет.

По словам руководителя управления инвестиционной политики и маркетинга региона министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Елены Тимофеевой, самой весомой формой поддержки предпринимателей является предоставление налоговых льгот (в частности, льгот на налог на имущество и на прибыль). Также одна из самых действенных мер — заключение инвестиционного меморандума, когда предпринимателям предоставляется кураторское сопровождение, и помимо прочего они получают право на приобретение без торгов участков земли под открытие своего предприятия. МЭРИТ опасается, что снижение планки требований к инвесторам повлечет за собой проблемы.

«Нет повода для беспокойства», — заверил председатель комитета по промышленности, предпринимательству и торговле Вячеслав Малеев. – «Чем больше инвестмеморандумов будет заключено, тем больше новых производств появится на территории нашего региона, а это – пополнение бюджета и дополнительные рабочие места. Необходимо расширить этот коридор возможностей для бизнеса».

Областные парламентарии поддержали обращение своих коллег из Собрания представителей м.р. Исаклинский по вопросу ужесточения наказания за нелегальную продажу алкогольной продукции.

Актуальность принятия таких мер пояснил заместитель председателя общественного Совета при администрации м.р. Исаклинский Владимир Маслов.

К сожалению, слабые меры административной ответственности за нелегальную торговлю спиртным – одна из основных причин увеличения количества торговых точек, реализующих «зелье». В 2015 году в районе было выявлено 11 фактов нелегальной продажи алкогольной продукции, в 2016 году – уже 18. Лица, совершившие указанные правонарушения, были привлечены к уголовной и административной ответственности. Однако эти меры не дали должного результата.

Областные парламентарии намерены рассмотреть возможность разработки проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части усиления административной ответственности) во втором полугодии 2017 года .

Одним из центральных вопросов повестки заседания стало обсуждение проекта закона Самарской области «О внесении изменений в Закон Самарской области «О мерах по ограничению потребления (распития) алкогольной продукции на территории Самарской области».

Как проинформировала заместитель председателя комитета Самарской Губернской Думы по промышленности, предпринимательству и торговле Светлана Бескоровайная, законопроект был очень детально изучен и доработан специально созданной рабочей группой. Он направлен на стимулирование легального розничного оборота алкогольной продукции.

По состоянию на 1 января текущего года в Самарской области деятельность по розничной продаже алкогольной продукции осуществляется 1113 лицензиатами на 4359 объектах торговли, при этом большая часть — почти 52% торговых объектов — располагаются в городских округах Самара и Тольятти.

В последние годы рынок алкогольной продукции характеризуется сокращением легального розничного оборота.

Так, за 6 лет (2011 — 2016 годы) количество лицензиатов сократилось на 1092 организации, количество торговых объектов — на 988 объектов. В течение 2016 года количество лицензиатов уменьшилось ещё на 164 организации, а количество торговых объектов — на 150 объектов.

На этом фоне объёмы легальной реализации алкоголя в регионе за пять лет сократились в 2,8 раза.

Наличие в обороте нелегальной и неучтённой алкогольной продукции наносит урон бюджету Самарской области в виде недополученных акцизов.

Сокращение легального оборота алкогольной продукции при наличии спроса потребителей на неё и невозможности приобретения этой продукции законным путём способствует развитию теневого рынка.

ГУ МВД России по Самарской области за 2016 год выявлено 733 случая реализации алкогольной продукции без лицензии, 52 случая незаконного производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, пресечена деятельность 7 подпольных цехов по розливу фальсифицированной алкогольной продукции, а также 5 складов по хранению в целях дальнейшего сбыта.

Одним из факторов, негативно повлиявших на рынок алкогольной продукции, является ужесточение правил легальной розничной продажи алкогольной продукции на федеральном и региональном уровнях на фоне недостаточности законодательно закреплённых механизмов воздействия на нелегальную торговлю.

Учитывая правоприменительную практику, предлагается внести следующие изменения в Закон Самарской области «О мерах по ограничению потребления (распития) алкогольной продукции на территории Самарской области»:

1. отменить дополнительные региональные ограничения розничной продажи с 22.00 до 23.00 и с 8.00 до 10.00;

2. исключить из Закона нормы, касающихся слабоалкогольной продукции и слабоалкогольных тонизирующих напитков;

3. ужесточить условия розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания:

  • требование о наличии зала обслуживания посетителей не менее 50 квадратных метров сохранить для объектов общественного питания, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов, в том числе встроенных и встроенно-пристроенных, и осуществляющих деятельность в городских округах или городских поселениях;
  • для объектов, осуществляющих деятельность в сельских поселениях и расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов, в том числе встроенных и встроенно-пристроенных, снизить требование о наличии зала обслуживания площадью до 25 квадратных метров;
  • ввести запрет розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах с общей площадью зала обслуживания посетителей менее 50 квадратных метров, отдельно расположенных либо расположенных в помещениях иных зданий или сооружений в городских округах или городских поселениях, за исключением объектов, находящихся внутри административно-деловых центров или торговых центров (комплексов);

4. установить запрет розничной продажи алкогольной продукции  торговых объектах, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов, вход для покупателей в которые организован со стороны подъезда(ов) с выходом на дворовую территорию этих домов, а также в нежилых помещениях многоквартирных домов, совмещённых с подъездами этих домов, за исключением указанных объектов, расположенных в сельских населённых пунктах с численностью населения менее 1000 человек.

Законопроект был единогласно поддержан  депутатами  и рекомендован Думе к принятию.

«Вводя региональные ограничения, мы полагали, что сможем повлиять на то, чтобы снизить уровень потребление алкоголя в области. На самом деле, практика показала, что за последние три года, процесс пошел совсем другую сторону – в сторону роста числа точек, неправомерно реализующих алкогольную продукцию, и увеличения распития нелегального алкоголя. По данным официальной статистики, в 63-м регионе потребление алкоголя в 4,5 раза ниже, чем, например, в Республике Татарстан. Но мы прекрасно понимаем, что на деле это просто «уход в тень». Ограничения для легальной продажи привели к тому, что область не дополучает акцизы, не дополучает средства в областной бюджет. И, самое главное, что этим мы подставляем под удар наше население, потому что люди все равно приобретают спиртное – некачественную алкогольную продукцию непонятного происхождения. Безусловно, мы должны были на эту ситуацию оперативно отреагировать. Поэтому нами принято решение о необходимости привести областной Закон к нормам федерального законодательства. Мы считаем, что бороться с алкоголизацией следует через спортивные площадки, через популяризацию здорового образа жизни», — резюмировал Вячеслав Малеев.

Члены профильного комитета сошлись во мнении рекомендовать Самарской Губернской Думе принять Закон Самарской области «О внесении изменения в статью 2 Закона Самарской области «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области» (в части уточнения понятия договора на размещение сезонного нестационарного торгового объекта).

В отличие от договора на размещение нестационарного торгового объекта договор на размещение сезонного нестационарного торгового объекта заключается в целях осуществления торговли сезонными товарами, перечень которых ограничен, на срок, определенный в пределах продолжительности сезона, предусмотренного нормативным правовым актом органа местного самоуправления, но не более 6 месяцев.

Перечень сезонных товаров предложено дополнить. Помимо бахчевых культур, фруктов, ягод и новогодних елок в список включены  овощи, грибы, мороженое, безалкогольные напитки, деревья хвойных пород, изделия народных художественных промыслов.

Также, по мнению депутатов, готов к принятию проект закона Самарской области «О внесении изменений в Закон Самарской области «Об установлении правовых основ проведения органами местного самоуправления в Самарской области оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности».

Парламентарии поддержали блок федеральных законопроектов:

  • «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (в части освобождения акционерных обществ от обязанности направления акционерам решений общего собрания акционеров заказными письмами. Документ решено направить в Совет законодателей РФ при ФС РФ;
  • «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О рекламе» (в части упрощения процедуры получения разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг»);
  • «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения требований к букмекерским конторам, тотализаторам, пунктам приёма ставок букмекерских контор и тотализаторов).

На заседании была заслушана и принята к сведению информация:

Региональные законодатели решили продолжить во втором полугодии текущего года работу над проектом закона Самарской области «О государственной поддержке ремесленной деятельности в Самарской области» и проектом федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации» (в части упрощения процедуры оформления земельных участков под промышленными предприятиями).

Был рассмотрен ряд других вопросов.

20 июня 2017 г.

Сообщает Самарская Губернская Дума

Курсы валют

Курс ЦБ
$ 72.33
 86.33
24°C
Погода в Самаре
Пт
29°C
Сб
32°C
Вс
31°C