Политика и экономика

Кому, чему и как учить учителей

1 ноября 2017 года в Самарской Губернской Думе под председательством Татьяны Бодровой состоялось заседание общественной комиссии по образованию при комитете по образованию и науке совместно с общественной секцией Совета НКО.

Участники заседания подробно обсудили вопрос «О региональной системе повышения квалификации работников образования».

Обращаясь к присутствующим, заместитель председателя комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке Татьяна Бодрова сказала: «Все мы прекрасно помним высказывание одного известного политического деятеля о том, что кадры решают все, а хорошо подготовленные кадры решают еще больше. Безусловно, у нас наработана очень серьезная  база по подготовке и переподготовке педагогических кадров, но тем не менее, реальность такова, что этого не достаточно. У нас есть новые веяния (например, Российское движение школьников, движение Юнармии), это требует очень серьезной подготовки для организации урочной и внеурочной работы. Необходимо совершенствовать работу по подготовке кадров для средней специальной школы. Очень хочется, чтобы в региональной системе повышения квалификации работников образования был более широкий спектр вариативных программ. Есть вопросы по подготовке кадров для негосударственных образовательных учреждений на основе именного образовательного чека. Я думаю, что сегодняшнее заседание пройдет продуктивно. У нас в комиссии представители разных направлений образовательной деятельности, люди очень опытные, очень авторитетные. Все предложения, которые будут высказаны, естественно, мы будем прорабатывать и внедрять в жизнь».

Повышение эффективности образования, а также его конкурентоспособности напрямую зависит от профессионального уровня педагогических работников. Профессионализм работы педагога обеспечивает формирование качественно новой системы образования, является одним из ключевых условий развития детей, их успешной социализации.

В условиях обновления целей российского образования, модернизации содержания и технологий обучения, совершенствования подходов к преподаванию предметных областей важнейшее значение приобретает задача обеспечения соответствия профессиональных компетенций учителей современным стандартам профессиональной деятельности.

Ключевую роль в этом процессе играет система повышения квалификации.

Согласно информации областного Минобра повышение квалификации педагогических и руководящих работников Самарской области осуществляется в нескольких формах:

1.  по Именному образовательному чеку на повышение квалификации работника образования (далее – Чек);

2.  по государственному и муниципальному заданию организациям дополнительного профессионального образования.

Чек является уникальной персонифицированной моделью повышения квалификации работников образования, признанной эффективной на федеральном уровне.

Полный курс повышения квалификации работников образования на основе Чека состоит из трех блоков и предусматривает один инвариантный блок и два вариативных блока.

Руководитель управления профессионального образования, науки и кадрового обеспечения отрасли министерства образования и науки Самарской области Александр Мочалов довел до сведения участников заседания информацию о том, что в 2016-2017 учебном году почти 1100 педагогов повысили свою квалификацию по Чеку, 419 педагогов обучились по программам стажировки, 110 педработников прошли практики подготовки кадров по стандартам «World Skills» (из 56 площадок лучших практик Академии «World Skills» в России, 4 площадки находятся в Самарской области).

Система повышения квалификации работников образования по Чеку получает возможность использовать образовательный потенциал большого числа учреждений, структур и лиц, оказывающих услуги в сфере дополнительного профессионального образования.

Программы повышения квалификации работников образования должны иметь заключение экспертного совета по рассмотрению программ повышения квалификации министерства.

Состав экспертного совета утверждается распоряжением министерства. В его состав входят сотрудники министерства, научные и педагогические работники самарских вузов, сотрудники организаций дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организаций.

В настоящий момент банк актуальных программ повышения квалификации по Чеку, допущенных к реализации экспертным советом, составляет более 400 программ.

Ежегодно через систему повышения квалификации по Чеку проходит более 12 тыс. работников образования.

Объем финансирования из областного бюджета в 2016 году составил почти 26,5 млн руб., в 2017 году – 33,2 млн руб.

Но Чек является не единственным механизмом повышения квалификации педагогов, реализуемым в Самарской области.

Повышение квалификации руководящих и педагогических работников государственных, находящихся в ведомстве Самарской области, и муниципальных образовательных организаций также осуществляется: в рамках государственного и муниципального задания организациям дополнительного профессионального образования.

Ежегодно министерство выступает заказчиком курсов повышения квалификации в подведомственных учреждениях.

Главная цель программ повышения квалификации по государственному заданию – это решение оперативных задач, стоящих перед региональной системой образования.

Профильные управления министерства являются «держателями» этих задач и соответственно основными заказчиками необходимых на очередной год программ повышения квалификации.

Так, в связи с введением в 2016 году ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по государственному заданию в 2016 – 2017 годах организовано обучение педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций на базе Самарского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Центра специального образования и Регионального социопсихологического центра.

В последние годы особое внимание уделяется повышению квалификации преподавателей физики. Соответственно, формируется новый социальный заказ к системе подготовки будущих учителей физики и повышения квалификации практикующих учителей физики.

На сайте СИПКРО функционирует методический кабинет учителей физики.

Через систему повышения квалификации по государственному заданию ежегодно проходят порядка 6 тыс. работников образования.

В целом, сложившаяся в регионе система повышения квалификации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных организаций Самарской области позволяет обеспечить право педагогов на дополнительное профессиональное образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и профессиональными дефицитами, а также обеспечить соответствие квалификации педагогов меняющимся требованиям к их компетенциям.

Вместе с тем, еще остается немало аспектов, требующих дополнительной проработки.

В частности, члены общественной комиссии поднимали следующие вопросы:

  • подготовка педагогических кадров для Центра одаренных детей;
  •  подготовка или повышение квалификации сурдопедагогов;
  • подготовка педагогов дополнительного образования — инструкторов школьного туризма;
  • подготовка педработников для обучения детей с ОВЗ, а также детей – сирот и детей из приемных семей;
  • повышение квалификации педработников общеобразовательных школ – классных руководителей в русле обучения детей безопасному поведению;
  • подготовка кадров для частных дошкольных образовательных учреждений и пр.

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 300» г.о. Самара Оксана Лыгдэнова указала на целесообразность увеличения мест для обучения педработников по госзаданию.

Вопрос необходимости централизованного информирования о подготовке/переподготовке педкадров подняла Татьяна Терлецкая  – директор классической гимназии № 39 г.о. Тольятти.

Председатель Самарского обкома профсоюзов работников народного образования Антонина Гудкова предложила рассмотреть возможность включения отдельного раздела о повышении квалификации педработников в коллективные договора.

Заслушав все доклады, члены общественной комиссии по образованию выработали ряд рекомендаций:

Министерству образования и науки Самарской области:

  1. Рассмотреть возможность внесения изменений в Положение об Именном образовательном чеке на повышение квалификации работника образования в части предоставления педагогическим работникам частных образовательных организаций мер социальной поддержки населения по финансовому обеспечению права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование.
  2. Провести анализ предлагаемых в области программ повышения квалификации для педагогических работников по Именным образовательным чекам с учетом территориальной доступности, спроса, наличия вариативности и их актуальности. 
  3. Организовать работу по совершенствованию системы повышения квалификации работников образования по Именным образовательным чекам в части расширения выбора предлагаемых программ повышения квалификации для педагогических работников (учителей физики, биологии, ОБЖ, технологии) и руководителей образовательных организаций, расширения вариативного блока в курсе повышения квалификации для учителей.
  4. Создать банк данных лучших образовательных практик (по итогам конкурсов профессионального мастерства «Учитель года» и т.д.), материалов стажерских площадок, предоставить к нему доступ всем педагогическим работникам в Самарской области.
  5. Организовать систематическое консультирование по вопросам  разработки программ повышения квалификации по Именному образовательному чеку с целью создания условий для получения авторами программ повышения квалификации экспертного заключения, увеличения  количества образовательных программ, рекомендованных экспертным советом, и улучшения их качества.
  6. Организовать работу по привлечению педагогических работников частных образовательных организаций к мероприятиям, направленным на повышение квалификации педагогических работников.
  7. Организовать работу по привлечению в организации, осуществляющие повышение квалификации работников образования,  высококвалифицированных кадров, имеющих опыт практической работы, исследовательской и аналитической деятельности в организациях повышения квалификации.

Экспертному совету по рассмотрению программ повышения квалификации Министерства образования и науки Самарской области:

1. При рассмотрении программ повышения квалификации работников образования уделять внимание предлагаемым формам работы с педагогами, отдавая предпочтение активным формам работы, основанным на проектной и исследовательской деятельности (тренинги, мастер-классы, практические задания и т.д.).

2. При рассмотрении программ повышения квалификации работников образования учитывать необходимость согласования содержания программ повышения квалификации педагогических работников, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и иных специалистов в области коррекционной педагогики по вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Государственному автономному учреждению дополнительного профессионального образования Самарской области «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»:

  1. Разработать программы повышения квалификации для работников образования по вопросам охраны труда и безопасности, а также программы повышения квалификации для организаторов Общероссийской общественно­-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», организаторов работы юнармейских объединений;
  2. Организовать практико-ориентированные курсы по повышению квалификации на базе образовательных организаций — лидеров образования, победителей конкурсов профессионального мастерства, проектных и пилотных площадок.
  3. При необходимости оперативно разрабатывать и реализовывать краткосрочные программы повышения квалификации для работников образования по актуальным вопросам развития системы образования.

Государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования Самарской области «Центр профессионального образования Самарской области»:

Расширить  перечень программ повышения квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей профессиональных образовательных организаций.

1 ноября 2017 г.

Сообщает Самарская Губернская Дума