Политика и экономика

Комитет по бюджету рассмотрел основные параметры главного финансового документа на 2023-2025 годы

14 ноября под председательством Виктора Кузнецова состоялось расширенное заседание комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике, на котором детально рассмотрели проект главного финансового документа на 2022-2024 годы. В заседании приняли участие 30 депутатов Самарской Губернской Думы, представители Правительства Самарской области, ТФОМС Самарской области, Счетной палаты региона, областной прокуратуры.  

Первым вопросом министр экономического развития и инвестиций Самарской области Дмитрий Богданов представил доклад об итогах социально-экономического развития Самарской области за 9 месяцев 2022 года и ожидаемых итогах развития за 2022 год, прогнозе социально-экономического развития Самарской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.

В 2022 году на социально-экономическое развитие как Самарской области, так и страны в целом, влияние оказывает внешнесанкционное давление и сложная геополитическая ситуация.

При этом экономика региона показывает устойчивость к современным глобальным вызовам, этому во многом способствуют результаты совместной работы исполнительной и законодательной власти по опережающему наращиванию экономического потенциала региона и снижение долговой нагрузки в предыдущие периоды.

Кризисные явления, которые произошли начиная с марта, уже во втором полугодии удалось минимизировать. Постепенно улучшается ситуация в промышленном комплексе. Отдельные отрасли сохраняют и даже увеличивают достигнутые в 2021 голу результаты. Это авиационно-космический сектор, производство лекарств, машинного оборудования, пищевое производство.    

Сохраняются позитивные тенденции в жилищно-строительной сфере, инвестиционной деятельности, секторе услуг. Стабильна ситуация в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Остается контролируемым положение на региональном рынке труда.

Минимизировать возникающие риски и издержки в период структурной перестройки экономики позволила реализация федеральных  и региональных антикризисных мер, в том числе Плана первоочередных действий по обеспечению социально-экономического развития Самарской области в условиях внешнего санкционного давления.

Прогноз социально-экономического развития Самарской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов разработан в двух вариантах: базовом и консервативном. Оба варианта исходят из предположений о сохранении в среднесрочной перспективе антироссийской санкционной политики и ответных экономических мер Российской Федерации.

Как отметил Дмитрий Богданов, проект областного бюджета на 2023-2025 годы базируется на консервативном варианте социально-экономического развития региона.

В ходе обсуждения информации депутаты задали ряд вопросов и озвучили свои предложения.

Заместитель председателя комитета по бюджету Александр Степанов задал вопрос о темпах строительства в регионе, а также о планах по возведению мусороперерабатывающего завода в Самарской области.   

Депутат Марина Ерина поинтересовалась, как будет формироваться потребительская корзина и какой прогнозируется прожиточный минимум на 2023 год. Дмитрий Богданов ответил, что прожиточный минимум запланирован в рамках индексации роста потребительских цен. 

Председатель комитета по местному самоуправлению Геннадий Говорков обратил внимание на необходимость дальнейшего расширения мер правительственной поддержки организаций малого и среднего бизнеса, предложил рассмотреть возможность снижения налоговой ставки или пересмотреть кадастровую стоимость.

Депутат Наталья Боброва задала вопрос о сроках завершения строительства станции метро «Театральная». Представители профильного министерства пояснили, что планируется завершить в начале 2024 года.  

Проект закона Самарской области «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» представил министр управления финансами Самарской области Андрей Прямилов.   

Основные параметры бюджета на 2023 год запланированы:

— доходы в размере 191 млрд 916 млн рублей;

— расходы в размере 217 млрд 009 млн рублей;

Основные параметры бюджета на 2024 год запланированы:

— доходы в размере 215 млрд 194 млн рублей;

— расходы в размере 235 млрд 654 млн рублей;

Основные параметры бюджета на 2025 год запланированы:

— доходы в размере 222 млрд 714 млн рублей;

— расходы в размере 224 млрд 217 млн рублей.

Основными источниками доходов областного бюджета по-прежнему остаются налог на прибыль организаций и НДФЛ. Прогноз налоговых и неналоговых доходов областного бюджета на 2023 год составил 191 млрд 885 млн рублей.

Доходы дорожного фонда прогнозируются в следующем объеме:

2023 год – 20,8 млрд рублей;

2024 год – 20,8 млрд рублей;

2025 год – 20,9 млрд рублей.

Проект областного бюджета сформирован пока без учёта целевых поступлений из федерального бюджета, в связи с тем, что проект федерального бюджета на 2023 год  и на плановый период 2024 и 2025 годов на момент формирования законопроекта не принят.

В расходной части областного бюджета традиционно отведена значительная роль финансированию социальных отраслей экономики: социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, культура. На них направлено 132 млрд рублей – это более 60% от общего объема расходов. Значительные средства направляются на поддержку социально-незащищенных слоев населения, семей, имеющих детей, и других категорий граждан.

Как подчеркнул Андрей Прямилов, формирование структуры расходов областного бюджета осуществлялась исходя из следующих основных подходов:

— отражение в бюджета в полном объёме защищённых статей расходов (меры социальной поддержки, расходы на фонд оплаты труда, средства на реализацию Указов Президента РФ, расходы на реализацию национальных проектов, средства на софинансирование безвозмездных поступлений в областной бюджет из федерального бюджета);

— корректировка бюджетных ассигнований с учётом индексации с 1 января 2023 года действующих размеров ежемесячных денежных выплат при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Самарской области.

В ходе обсуждения проекта бюджета, у депутатов возник ряд вопросов. Заместитель председателя Думы Алексей Лескин поинтересовался размером резервного фонда на борьбу с коронавирусной инфекцией и на другие непредвиденные расходы.

Геннадий Говорков и Марина Ерина задали вопросы о финансировании отдельных муниципальных районов в рамках предоставления субсидий из областного бюджета.

Также в обсуждении приняли участие депутаты Александр Степанов, Михаил Маряхин, Роман Балтер.

По итогам обсуждения законопроект об областном бюджете был рекомендован к принятию в первом чтении.

Председатель комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике Виктор Кузнецов прокомментировал: «Бюджет на 2023-2025 годы, одобренный комитетом для принятия в первом чтении, продолжает тенденции восходящего развития, которые наблюдались в Самарской области все последние годы. Это видно и по увеличению общего объёма социальных расходов, и по фактическому исполнению всех социальных обязательств (уровень заработных плат для бюджетников, уровень социальных выплат). И в то же время бюджет продолжает тенденцию на реализацию важнейших государственных программ и проектов, реализуемых на территории Самарской области».  

Комитет рекомендовал принять в первом чтении проект закона Самарской области «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». 

Законопроектом утверждены основные характеристики бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области на 2023 год. Бюджет Фонда сбалансирован по доходам и расходам, является бездефицитным.

Прогнозируемый общий объём доходов и расходов бюджета Фонда на 2023 год составляет 50 млрд 737 млн рублей;

К принятию рекомендован проект закона Самарской области «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Самарской области, на 2023 год».

14 ноября 2022 г.

Сообщает Самарская Губернская Дума