Политика и экономика

Федеральный проект Программа «Ты – предприниматель» сегодня реализуется в 59 регионах России

О миссии программы, о том, что уже удалось сделать и о стратегии развития проекта рассказал руководитель программы «Ты – предприниматель» в Самарской области Александр Токар.

Реализуемая по инициативе министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, уже два года федеральная программа «Ты – предприниматель» в нашем регионе остается точкой концентрации активной молодежи, которая видит свой завтрашней день в бизнесе.

Программа – это образовательный курс, который нацелен на то, чтобы дать молодым людям необходимые знания, навыки и, что особенно важно, уверенность в собственных компетенциях для запуска и ведения бизнеса. Он является основой, ядром программы. Но мы, конечно же, смотрим на наш проект гораздо шире.

Огромное внимание уделяется популяризации предпринимательства в молодёжной среде, вовлечению ребят в программу. Для этого проводится множество открытых лекций, мастер-классов, встреч с молодыми предпринимателями как с носителями живых историй успеха. Основная задача – добиться того, чтобы предпринимательство стало одной из профессиональных, жизненных траекторий, которую рассматривает для себя всё большее количество молодых людей после университета, колледжа и даже школы.

Задача по сопровождению выпускников после завершения образовательного курса является не менее важной. «Здесь мы стараемся работать индивидуально, помогая продвигать свой продукт, найти партнёров, сориентироваться в общем спектре доступных мер господдержки. Первоначально мы даже не ставили перед собой такую задачу, но естественным образом получилось, что наши вчерашние студенты приходят к нам вновь для того, чтобы найти наставника, получить консультацию по конкретному вопросу, обсудить возникающие при запуске проекта сложности и, что особенно ценно и значимо для программы, – поделиться с нашими новыми участниками своими успехами, тем самым вдохновив их» — рассказывает Александр Токар.

Активную поддержку в запуске программы сыграло региональное министерство экономического развития и лично вице-губернатор Александр Кобенко. Такой уровень вовлечённости и готовности поддерживать молодёжное предпринимательство в самых разных форматах – это большая редкость и огромная заслуга министра, его заместителя Дмитрия Горбунова. Министерство оказывает помощь в вопросах методологии и формировании основных смыслов программы, и всей региональной команды, отвечающей за развитие и поддержку предпринимательства.

Одним из фундаментальных элементов программы в Самарской области стало менторство. Сегодня наставники участвуют в программе на всех этапах: они сами отбирают участников при зачислении в программу и формируют свои команды, следят за прогрессом подопечных, стараются помочь контактами, дать совет с учётом знания конкретного рынка, они видят и сами оценивают итоги своей работы с участником на демо-дне по завершении образовательного курса, где ребята представляют доработанные проекты и говорят о своих достижениях и инсайтах по итогам обучения.

Александр Токар: «В целом, в построении программы мы руководствуемся прежде всего потребностями нашей аудитории и стараемся на любой выявленный запрос оперативно реагировать, адаптируя программу и вводя новые элементы».

Если говорить о цифрах, то за два года реализации программы мероприятиями программы было охвачено более 8000 человек, больше 2000 прошли обучение, запущено свыше 200 бизнесов, главное — среди наших выпускников уже есть компании с оборотом более 20 млн. рублей в год. В год проводится не менее 250 мероприятий.

Александр Токар: «По итогам 2016 года по совокупности количественных показателей мы заняли 4 место в стране! Для нас это было, безусловно, хорошим достижением – уступили мы регионам, которые в программе существенно дольше нас».

Выделяется несколько групп аудитории программы «Ты – предприниматель»: каждой из них мы должны давать что-то своё, и любая из них оказывает воздействие на другие. Так, в самом центре воображаемого круга – «звёзды» бизнеса. Это свои, работающие в нашем регионе «джобсы и «тиньковы». Это те, кто не просто успешно строит бизнес, но и говорит об этом, делится этим, заряжает этим. Цель – находить в регионе таких людей, вовлекать их в программу, рассказывать им, что их опыт и компетенции на самом деле необходимы всем, кто находится на старте в бизнесе. Они становятся в программе менторами.

Следующая группа – это действующие предприниматели, те, кто запустил бизнес в программе и вне её. Им предлагаются форматы консультирования, наставничества, вместе разбираются практические кейсы и проблемы их бизнесов в рамках нашего нового формата встреч – проблемных сессий. Для них запускаются новые образовательные интенсивы, бизнес-выходные, делаются видеокурсы.

Далее по удалению от центра круга – потенциальные предприниматели, те, кто уже осознанно хочет открыть своё дело. Это и есть аудитория основного образовательного курса. Этим ребятам можно не рассказывать, что такое бизнес, зачем им это. Им нужно дать необходимые знания и помочь принять решение и начать работать, не боясь трудностей и будучи к ним готовыми, уверенными в собственных силах.

Также А.Токар в разговоре об аудитории программы рассказывает: «Мы пришли к тому, что нам просто необходимо идти дальше по удалению от центра круга. И это – самое интересное. Следующую группу аудитории мы условно называем «активен, но не думает о бизнесе». Здесь мы исходим из того, что базовое качество любого предпринимателя – это активность. Ну не устраивает предпринимателя существующий порядок вещей, он ищет возможности его улучшить, создать что-то новое. Так вот получается, что, если мы хотим, чтобы предпринимателей становилось больше, нам нужно находить активных, неравнодушных людей с движком внутри и пытаться сориентировать их в сторону предпринимательства. Чтобы возможность стать предпринимателем была для них осязаемой, доступной и понятной. А дальше решение, конечно, за ними – идти этим путём или нет. Задача это очень актуальная и проверена эта гипотеза тем же самым форумом «iВолга», когда на первой презентации смены в университете максимум, что нам удавалось – это рассказать, что из 9 направлений форума одно посвящено бизнесу и оно достаточно интересное. Ребята приезжали с, так скажем, любопытством, а через 4-5 месяцев после форума запускали первые бизнесы.

Дальше – больше. Все описанные группы молодёжи, да и взрослых тоже живут и работают в определённом окружении. И вот как раз-таки воздействие этого окружения определяет очень многое. И определяется всё, казалось бы, мелочами: каким ореолом окружен образ предпринимателя, как его видит молодёжь, ушли ли в прошлое представления о бизнесе начала рыночной России, как встречают бывшие одногруппники новость о том, что их товарищ стал предпринимателем, а не пошёл работать по найму в крупную нефтяную компанию или в госорганы, кто в самом широком смысле слова является сегодня «героем нашего времени».

Так вот мы очень хотим, чтобы в нашем регионе, да и в стране в целом как можно скорее образ молодого предпринимателя вошёл в безусловно собирательную картинку этого самого героя».

«Главное для нас – чтобы максимальное количество новых участников стремились к центру круга, стремились стать предпринимателями и уже своими историями вдохновляли других.

Молодежи свойственно объединяться вокруг ярких идей, музыкальных стилей и спортивных направлений. Работая над программой, мы делаем всё, чтобы в нашем регионе развивалось подобное молодёжное предпринимательское движение – сплочённое вокруг единых ценностей, деятельное и созидательное».

Сообщает Министерство экономического развития, инвестиций и торговли
Самарской области

https://www.traditionrolex.com/30