22 января 2019 года в Самарской Губернской Думе под председательством Владимира Кошелева состоялось очередное заседание комитета по строительству. От депутатского корпуса в его работе также приняли участие Дмитрий Литвинов, Петр Карайман, Светлана Бескоровайная, Шамиль Хисамутдинов, Андрей Мурзов, Сергей Егоров.
Члены профильного комитета обсудили 8 вопросов.
С большим интересом была заслушана информация заместителя министра строительства Самарской области Галины Кудиновой об итогах деятельности регионального министерства строительства за 2018 год и о планах работы на 2019 год.
Согласно озвученным данным, в прошлом году министерство строительства Самарской области, как главный распорядитель бюджетных средств, участвовало в реализации 15 государственных программ. Было освоено 8,7 млрд рублей, в том числе 6,9 млрд рублей – средства областного бюджета и 1,8 млрд рублей – средства федерального бюджета и фондов.
По словам Кудиновой, самой значимой программой, разработчиком которой выступило отраслевое министерство, является программа «Развитие жилищного строительства», рассчитанная до 2020 года. В прошлом году на ее реализацию было запланировано 3,3 млрд рублей. Фактическое освоение составило 2,7 млрд рублей.
В рамках подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства» в 2018 году были введены в эксплуатацию 8 объектов спорта, 8 детских садов, 2 школы, а также следующие объекты на территории и вокруг стадиона «Самара-Арена»: инженерные сети, здание МВД, пожарное депо, 3 объекта дорожного хозяйства.
В рамках программы «Развитие жилищного строительства» было профинансировано 3 проекта по «Стимулу», 2 из которых с участием федерального бюджета.
На реализацию мероприятий подпрограммы удалось привлечь 968 млн федеральных средств. 95% из них освоены. Остаток сложился в результате экономии на торгах.
В целом план ввода жилья на 2018 год был запланирован в объеме 1млн 917 тыс. м2, фактический показатель – 1млн 782 тыс. м2 (93% от плана).
Что касается выполнения подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда», то с 2014 года реализовывалось 5 этапов.
Всего за период с 2013 по 2018 годы расселено 348 тысяч м2. 20,5 тысяч человек переехали в новое жилье. На эти цели было потрачено 11,5 млрд рублей, из которых 7,9 млрд рублей – средства областного бюджета, 2,9 млрд рублей – средства Фонда, 588 млн рублей – средства местных бюджетов.
В 2018 году в подпрограмме участвовали 3 муниципальных образования: г.о. Самара, г.о. Сызрань и м.р. Сергиевский. В рамках реализации пятого этапа было расселено 5,3 тысяч м2 аварийного жилищного фонда. 285 человек получили новое жилье. Приобретено 114 жилых помещений. На эти цели было направлено 202,9 млн рублей.
Также в прошлом году министерство занималось решением вопроса по обманутым дольщикам.
С октября 2017 года по конец 2018 года было введено в эксплуатацию 10 домов. Приобретена 1991 квартира. Удовлетворены права 1476 участников долевого строительства по 13 объектам.
Говоря о планах регионального министерства строительства на 2019 год, Галина Кудинова отметила, что работа по основным направлениям будет продолжена. Это и участие в национальном проекте «Жилье и городская среда», и продолжение выполнения госпрограммы по ликвидации аварийного жилищного фонда, и реализация мероприятий по обманутым дольщикам, и адаптация сферы жилищного строительства под требования 214-ФЗ и выход на долгосрочное планирование.
Были приведены планы строительства объектов по отраслевым направлениям.
Так, в текущем году планируется построить 4 общеобразовательные школы, 3 из которых (в Южном городе, в Приволжье, в Кошелев-проекте) вводные объекты 2019 года.
По детским садам министерство ставит перед собой более амбициозные задачи. Планируется построить 22 детских сада, из которых вводиться будут 11, в том числе детские сады с ясельными местами. Реализации столь грандиозных задач способствует и то, что с прошлого года Самарская область участвует в программе «Строительство и реконструкция образовательных учреждений» по линии Минпросвещения РФ. По итогам прошлого года было привлечено 1 млрд 5 млн рублей федеральных средств. В этом году работа будет продолжена.
Важно отметить, что в текущем году изменилось процентное соотношение софинансирования мероприятий из федерального бюджета. Если в прошлом году оно составляло 70% /30%, то в 2019 году – 86%/14%.
Также планируется построить 5 поликлиник, 1из которых (в Южном городе) будет введена в эксплуатацию в 2019 году.
Что касается отрасли культуры, то в текущем году запланировано строительство и ввод следующих объектов: проектирование и реставрация памятника истории – здания бывшего ресторана «Аквариум», проектирование и реконструкция СамАрта и культурно-оздоровительного центра в с.Большая Глушица.
Кроме того, в планах 2019 года строительство двух социальных объектов: «Потаповский пансионат для инвалидов (психоневрологический интернат)» и «Высокинский пансионат для инвалидов (психоневрологический интернат)». На эти объекты также привлекаются средства Пенсионного фонда РФ.
В текущем году запланировано строительство 9 спортивных объектов, из которых 4 будут введены в эксплуатацию.
Не останутся без внимания и объекты дорожного строительства. В 2019 году будут достраиваться, строиться и вводиться 9 объектов в г.о. Самара, м.р. Волжском и м.р. Красноярском. На эти объекты уже подтверждено федеральное финансирование.
По словам замминистра, по-прежнему одним из основных направлений деятельности министерства останется работа по переселению граждан из аварийного жилья. В 2019 года она будет проводиться в рамках национального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».
Правительством РФ для Самарской области предусмотрены целевые показатели. До 2024 года в регионе должны расселить 314,22 тысяч м2 аварийного жилья, приобрести 5819 квартир и переселить физически 17 460 человек.
На 2019 год определены небольшие плановые показатели: расселение 4,85 тысяч м2, переселение 270 человек, приобретение 90 квартир.
Однако, как заверила Кудинова, за счет того, что на финансирование программы переселения из ветхого и аварийного жилья в текущем году предусмотрено 1,185 млрд рублей, в том числе 165 млн рублей — из областного бюджета, министерство планирует значительно перевыполнить установленный план, а именно: расселить 29,9 тысяч м2 аварийного жилья, приобрести 701 квартиру и обеспечить новым жильем 1,7 тысяч человек.
Также в текущем году будут продолжены работы с обманутыми дольщиками. На конец 2018 года в перечне проблемных числятся 38 объектов. В 2019 году планируется удовлетворить права 784 участников долевого строительства по 8 домам. В настоящий момент в реестр обманутых дольщиков включено 2946 граждан.
Кроме того, министерством строительства Самарской области подготовлена стратегия работы с обманутыми дольщиками. Будет проведена классификация проблемных объектов. Будет учитываться такой критерий, как затраты на одного дольщика. Будут проводиться анализ исполнения застройщиками обязательств по проведенным конкурсам и приниматься необходимые меры реагирования. Планируется заключение соглашения со всеми крупными застройщиками Самарской области для решения проблемы обманутых дольщиков в регионе.
Доклад замминистра вызвал живой интерес и множество дополнительных вопросов у законодателей.
В частности, депутаты акцентировали внимание на необходимости осуществления тщательного контроля за реестром обманутых дольщиков и недопущения включения в него мошенников.
Председатель комитета Самарской Губернской Думы по строительству Владимир Кошелев поинтересовался планами министерства относительно комплексного освоения территорий в Самарской области. Он попросил предоставить в комитет список таких площадок с данными о том, какое количество людей на них проживает, какие объекты социальной инфраструктуры там уже есть, а какие еще требуются.
Заместитель председателя комитета Самарской Губернской Думы по строительству Дмитрий Литвинов запросил у отраслевого министерства информацию о незавершенных объектах строительства, готовящихся к списанию, а также о количестве и территориальном расположении долгостроев в регионе.
Шамиль Хисамутдинов и Владимир Кошелев порекомендовали министерству сконцентрировать работу таким образом, чтобы ускорить динамику переселения граждан из аварийного и ветхого жилья. По мнению депутатов, расселять следует не поквартирно, а комплексно.
«Если мы говорим о городе Самара, то какую мы видим проблему? Расселение из аварийного жилого фонда происходит точечно, то есть деньги расходуются, «размазываясь» ровным слоем по всему городу. Например, в ветхом доме из 20 квартир могут отселить всего три, а остальные оставить на потом. Еще две квартиры расселяют в другом доме. И так по всему городу. Это не дает возможности сформировать площадку под строительство, выставить ее на аукцион и вернуть в бюджет деньги, которые можно было бы впоследствии также направить на расселение аварийного жилья. Мы рекомендуем областному Минстрою при формировании плана расселения учитывать возможность дальнейшего формирования участка под застройку», — прокомментировал председатель комитета Самарской Губернской Думы по строительству Владимир Кошелев.
В целом информация была принята к сведению.
В ходе заседания профильного комитета также был рассмотрен проект закона Самарской области «О внесении изменения в статью 4 Закона Самарской области «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» (в части освобождения организации-застройщиков от уплаты налога в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учёта).
Комитет принял к сведению заключение Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при ФС РФ по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства, поступившее на проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации».
Проектом предлагается внести следующие изменения в части первую и вторую ГК РФ:
1) закрепить норму о том, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, если иное не предусмотрено ГК РФ;
2) включить оговорку, согласно которой право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества, если иное не предусмотрено ГК РФ;
3) предусмотреть, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации, за исключением случаев, когда в соответствии с ГК РФ не требуется регистрация права собственности продавца на отчуждаемое имущество;
4) внести дополнение, предусматривающее, что продажа жилых помещений, созданных застройщиком, определяемым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, за счёт собственных и (или) кредитных средств, осуществляется после получения разрешения на ввод данным застройщиком таких объектов недвижимости в эксплуатацию и постановки на государственный кадастровый учёт без государственной регистрации права собственности застройщика на них.
Законопроект будет направлен в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Депутаты сошлись во мнении о целесообразности доработки проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 731 Лесного кодекса Российской Федерации» в соответствии с полученными замечаниями и предложениями Комиссии Совета законодателей РФ.
Также на заседании был одобрен проект обращения к заместителю Председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко по вопросу о необходимости утверждения положений о зонах с особыми условиями использования территорий и рассмотрен ряд других вопросов.
22 января 2019 г.
Сообщает Самарская Губернская Дума