Политика и экономика

Самарская область | «Наши отцы и деды». Рассказывает председатель комитета Самарской Губернской Думы по строительству Владимир Кошелев

Хочу рассказать про своего деда по материнской линии Ивана Ивановича Финютина. В нашей семье он – единственный представитель военного поколения, я рос рядом с ним и знал его как замечательного, душевного деда. Уже во взрослом возрасте, осознавая весь ужас пережитого им в годы войны, я в полной мере понял, какой это был человек.    

Иван Иванович Финютин родился 2 сентября 1921 года в Тамбовской губернии в крестьянской семье. В мае 1941 года был призван в Красную Армию, а уже через месяц жизнь всей страны перевернула война. Дед прошёл всю Великую Отечественную войну с июня 1941 года до победного мая 1945.

Боевое крещение получил уже в октябре 1941 года в боях при Можайске. Ивана Ивановича назначили наводчиком 45-миллиметровой противотанковой пушки, его батарея несколько раз отражала танковую атаку фашистов. Хотя от ударов авиации батарейцы несли тяжёлые потери, они не покидали занимаемых позиций. Подпускали танки на дальность прямого выстрела и вновь и вновь открывали огонь… В том бою дед подбил несколько танков, а сам был ранен.

После госпиталя он воевал на Юго-Западном фронте, был механиком-водителем танка Т-34 под Сталинградом, участвовал в героическом рейде танкистов 25-го танкового корпуса в глубоком тылу врага.

В составе танкового корпуса 1-го Белорусского фронта дед участвовал в освобождении Польши, был командиром самоходной артиллерийской установки.

21 января 1945 год состоялся тяжёлый бой на подступах к городу Иноврацлав. Расчет самоходного артиллерийского орудия проник в тыл враг, утром в тумане они настигли колонну вражеских танков и пристроились к ней в хвост. По команде Ивана Финютина наши бойцы открыли огонь по немецким танкам. Немцы не сразу разобрались в случившемся, а когда поняли, двинулись в сторону и стали разворачивать башни танков в сторону самоходки командира. В этом жестоком бою дед остался в живых один, но продолжал сражаться и поджёг последнюю вражескую машину.

За этот подвиг Иван Иванович Финютин получил звание Героя Советского Союза и высшую правительственную награду — орден Ленина.

А потом дед дошёл до Берлина и расписался на рейхстаге.

После войны дед прожил всю оставшуюся жизнь в Куйбышеве, был на партийной работе, вместе с бабушкой воспитали троих дочерей.

По своей инициативе Иван Иванович написал и издал книгу «Путь до Берлина», где рассказал о той войне, которую видел своими глазами. Первое издание вышло при его жизни, второе – дополненное – уже после его смерти. 

Для меня дед всегда был абсолютно целостным человеком, честным во всех своих поступках и словах, со своими глубокими убеждениями, которым никогда не изменял. Помню, как женщины нашей семьи уговаривали его попросить об улучшении жилищных условий. Но дед всегда очень жёстко реагировал на подобные вещи: «Никогда в жизни я не пойду ничего просить!» Он ни разу не воспользовался своим положением, своим званием Героя для получения какой-то выгоды, хотя сам всегда очень много помогал всем. Он любил жизнь, был очень энергичным, шустрым. Хотя боевые ранения давали о себе знать: дед горел в танке, были серьёзно обожжены ноги.

Я хорошо помню, как мы отмечал его 80-летие: собралась вся наша большая семья, дети, внуки. И тогда он сказал, что в жизни сделал всё, что наметил: дочерей поднял, внукам помог, выполнил свою жизненную миссию. И этот 80-летний рубеж он давно себе наметил. За всех душа спокойна, больше и желать нечего.   

А через 5 месяцев деда не стало, очень быстро ушёл из жизни из-за болезни.  

Он бы никогда не сказал про себя: «Я патриот!», никогда бы не сказал: «Я защищал Родину», но в то же время он был Патриотом в самом настоящем, самом честном смысле этого слова.

Это – люди войны, таких сейчас нет.

Вернуться

Сообщает Самарская Губернская Дума

https://www.traditionrolex.com/30