Политика и экономика

Получение общего образования в семейной форме: вопросы и проблемы

30 января в Самарской Губернской Думе состоялось заседание «круглого стола» на тему «Получение общего образования в семейной форме: вопросы и проблемы», организованного парламентским комитетом по образованию и науке. От депутатского корпуса Самарской Губернской Думы в обсуждении заявленной темы приняли участие Светлана Ильина, Роман Маркаров, Екатерина Кузьмичева, Марина Ерина. К участию в заседании также были приглашены министр образования и науки Самарской области Виктор Акопьян, представители департаментов образования г.о. Самара и г.о. Тольятти, институтов Уполномоченного по правам ребенка в Самарской области и Уполномоченного по правам человека  в Самарской области, руководители образовательных организаций губернии, Самарской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, другие заинтересованные лица.

Председатель комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке Светлана Ильина акцентировала внимание на актуальности рассматриваемой проблематики: «В 2012 году был принят новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые была определена такая форма обучения, как семейное образование. Прошло 10 лет. Сегодня наметилась тенденция к тому, что все больше родителей выбирают для своих детей именно семейную форму образования. Важно разобраться как с преимуществами выбора этой формы обучения, так и с недостатками.

С одной стороны, мы понимаем тех родителей, которые стремятся к тому, чтобы дети набрали высокие баллы по результатам государственной итоговой аттестации и поступили в топовые вузы. Поэтому они переводят детей на семейное образование и готовят их усиленно только по тем предметам, которые нужны ребенку для поступления.

Вместе с тем, если мы говорим про общее образование, следует помнить, что оно включает не только те 3-4 предмета, которые ребенок сдает на ОГЭ или ЕГЭ, но и широкий спектр других дисциплин.

Кроме того, нельзя забывать про вопросы воспитания. В школах реализуется государственная политика, выстроена четкая система воспитания. Мы много времени и сил тратим на то, чтобы воспитать настоящих граждан нашей страны, патриотов. При семейной форме обучения мы не можем проконтролировать, как эта составляющая реализуется в семье.

Также очень тревожный сигнал, когда на семейную форму обучения переводятся дети из социально неблагополучных семей. Родители попросту уходят от контроля со стороны школы, со стороны центров «Семья». Дети остаются предоставленными сами себе, перестают учиться, нарушается их конституционное право на получение общего образования.

Есть много вопросов и к прохождению промежуточной аттестации детей на семейной форме образования.

На сегодняшнем заседании мы постараемся как можно шире обсудить все спорные моменты, наметить возможные пути решения острых вопросов».

Как подчеркнул министр образования и науки Самарской области Виктор Акопьян, законодательное закрепление формы семейного образования первоначально было обусловлено тем, чтобы обеспечить конституционное право на получение общего образования детям, с особыми потребностями, таким  как вундеркинды, спортсмены, дети с проблемами со здоровьем, дети из религиозных семей или дети, вынужденные часто переезжать в связи с рабочим графиком родителей.

За последние 4 года наблюдается настораживающая тенденция к увеличению количества «семейников». В 2022-2023 учебном году в Самарской области на семейной форме обучения находится 1464 ученика, более половины из них из г.о. Самара.

Родители, выбирая такую форму обучения, уведомляют об этом соответствующие органы местного самоуправления, отказываются от получения ребенком образования в государственных и муниципальных школах и принимают на себя обязательства по обеспечению его обучения в семье. Задача взрослых – организовать учебный процесс и найти ресурсы, из которых ребёнок будет получать знания. Учить ребенка дома можно любым способом: самим, с привлечением репетиторов и образовательных онлайн-платформ, а также в семейных школах.

При этом ученики – «семейники» прикрепляются к любой по желанию родителей образовательной организации, в которой ребенок должен проходить бесплатно промежуточную аттестацию.

Здесь кроется сразу несколько краеугольных камней.

Закон позволяет родителям менять образовательные организации, к которым прикрепляется ребенок для прохождения аттестации. Закрепление не привязано к территориальному признаку или наличию в школе вакантных мест.

Более того, большое количество учеников на семейной форме обучения увеличивает объем работы административной команды школы, ведь помимо своей основной работы педагоги привлекаются к проведению промежуточной аттестации этой категории учеников.

Школа обязана обеспечить такого ребенка учебниками и учебными пособиями, необходимыми в учебном процессе. Если в 2019 году 64% детей на семейной форме образования пользовались школьной учебной литературой, то в 2022 году – уже 98%.

По словам руководителей образовательных организаций, были случаи, когда недобросовестные родители даже без учета мнения самих детей не уведомляли школу о смене образовательного учреждения для прохождения аттестации, а учебники школьного библиотечного фонда не возвращали.

Очень остро стоит вопрос о самой процедуре прохождения аттестации. Необходимость ежегодного прохождения промежуточной аттестации законодательно не закреплена. Родитель вправе выбрать график аттестации для своего ребенка – каждую четверть, каждый триместр, каждый год или даже по окончании каждого уровня обучения (начальная школа, среднее звено, старшие классы). Выбор промежуточной аттестации за уровень – вызывает у педагогов наибольшие опасения, потому что в этом случае ребенок надолго выпадает из поля зрения органов образования.

Неизбежно возникает вопрос о качестве образования, получаемого ребенком в семейной форме. По информации, предоставленной министерством образования и науки Самарской области, среднестатистические результаты промежуточной и итоговой аттестации детей, выбравших семейную форму образования, имеют тенденцию к снижению в зависимости от классов.

В текущем году 261 ребенок отказался от формы семейного образования,  по причине не прохождения промежуточной либо итоговой аттестации, то есть родители не смогли полноценно дать своим детям знания, соответствующие требованиям государственных образовательных стандартов.

Между тем, низкий аттестационный результат «семейников» отрицательно сказывается на общих показателях образовательной организации.

В ходе заседания высказывались предложения о возможности определения нескольких базовых школ, для проведения в них промежуточной аттестации детей на семейной форме обучения.

Участники «круглого стола» сошлись во мнении, что в определенных условиях семейное образование, действительно, может быть предпочтительно по сравнению с иными формами получения образования, например, при неблагоприятной санитарно–эпидемиологической обстановке.

Однако в полной мере она не может конкурировать с иными формами обучения.

В целях дальнейшего совершенствования законодательного регулирования получения общего образования в семейной форме, а также повышения качества такого образования участники заседания выработали ряд рекомендаций.

В их числе профильный комитет Думы намерен изучить возможность подготовки обращения в законодательные органы субъектов ПФО  с целью выявления мнения о необходимости дальнейшего обращения в Государственную Думу по законодательному закреплению на федеральном уровне закрытого перечня оснований перехода детей на получение общего образования в форме семейного образования.

В проработку взяты вопросы:

— о внесении изменений в федеральное законодательство в части установления ответственности родителей за некачественное образование при семейной форме образования, а также наделения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав правом ходатайствовать о возращении ребенка в образовательную организацию для дальнейшего получения образования.

– об установлении на федеральном уровне обязанности родителей при выборе для ребенка семейной формы образования по обеспечению прохождения детьми промежуточной аттестации с периодичностью не реже одного раза в год (за каждый класс обучения).

Министерству образования и науки Самарской области рекомендовано рассмотреть возможность создания единой информационной базы детей, находящихся на семейной форме обучения, с обеспечением доступа к ней школ и органов управления образованием.

Подчеркивалась значимость проведения анализа реализации семейной формы обучения на территории Самарской области в 2023 году; важность постоянного мониторинга обращений граждан, связанных с организацией обучения семейной форме; целесообразность продолжения информационной работы среди родителей и обучающихся, выбравших семейную форму обучения, по разъяснению необходимости выполнения обязанностей, которые будут способствовать всестороннему развитию и обучению детей, а также по информированию родителей о возможностях и правах участников олимпиад и конкурсов для учеников – «семейников».

Государственным и муниципальным общеобразовательным  организациям в Самарской области следует проводить  профилактическую работу с родителями и обучающимися (при необходимости с привлечением служб системы профилактики) до принятия родителями решения о переходе на семейную форму обучения и выбора образовательного учреждения для прохождения промежуточной аттестации.

30 января 2023 г.

Сообщает Самарская Губернская Дума

https://www.traditionrolex.com/30