Политика и экономика

Как муниципалитеты реализуют полномочия по охране окружающей среды

6 июня в Самарской Губернской Думе состоялся семинар-совещание, на котором обсудили практику реализации Закона Самарской области от 6.04.2010 №36 ГД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды».

Закон Самарской области № 36-ГД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды» принят в 2010 году в целях повышения эффективности государственного экологического контроля.

В нем прописан механизм передачи части государственных полномочий по контролю в сфере охраны окружающей среды органам местного самоуправления, в том числе передача органам местного самоуправления материальных ресурсов, методика расчёта годового норматива финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий. За тринадцать лет сформировалась обширная практика реализации данного Закона.

Как подчеркнул заместитель председателя комитета по ЖКХ, ТЭК и охране окружающей среды Денис Волков: «Депутаты уже не раз обращаются к вопросу недостаточной эффективности работы муниципалитетов в сфере экологического контроля. Ежегодно из областного бюджета выделяются средства на исполнение переданных полномочий, на содержание инспекторов муниципалитетов (а их по всей области работает 70 человек), однако мы наблюдаем довольно низкое взаимодействие между инспекторами и контролирующими органами, в итоге нет значимого эффекта от их работы.

Например, 70 инспекторов за год составили 700 протоколов. Это не так много, хотя нам, как депутатам, поступает немало обращений и мы понимаем, что в регионе много случаев нарушения экологического законодательства. Кроме того, не все инспектора имеют профильное образование, поэтому не могут правильно и качественно составить протокол, что влечет за собой отсутствие наказания.

Сегодня мы обсудим, как повысить эффективность работы инспекторов и качество экологического контроля в целом».

Заместитель председателя комитета по местному самоуправлению Вера Попова отметила: «Мы не случайно проводим семинар-совещание с участием депутатов двух профильных комитетов. Мы посмотрим, как на практике  реализуются переданные муниципалитетам полномочия по вопросам охраны окружающей среды, проанализируем итоги работы. Основная задача – понять, почему возникают сложности в работе и что нужно сделать, чтобы наши инспектора эффективно работали на территориях».   

Руководитель управления государственного экологического надзора Департамента охраны окружающей среды министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Станислав Рогов рассказал о результатах работы органов местного самоуправления Самарской области в 2022 году по исполнению переданных полномочий в сфере охраны окружающей среды и задачах на 2023 год.

Он отметил, что в 2022 году сократилось количество составленных протоколов по сравнению с 2021 годом, при этом отмечается рост числа выданных предостережений.  

Согласно новой форме отчёта, органы МСУ в 2022 году дополнительно осуществили более 9 тысяч ранее неучитываемых  мероприятий, в том числе: рассмотрено 2 160 обращений, 1618 запросов в органы государственной власти, подготовлено 811 информационных материалов и 662 публикации в СМИ, проведено более 3 тысяч консультаций для юридических лиц, принято участие в 434 природоохранных мероприятиях, проведено 89 совместных с общественными инспекторами мероприятий.

В числе муниципальных образований, имеющих лучшие показатели, отмечены г.о.Самара, г.о.Тольятти, г.о.Сызрань, м.р. Сергиевский и м.р. Волжский.    

Также в ходе работы участники семинара-совещания рассмотрели особенности практического применения Закона, фактические результаты его реализации, выслушали мнения участников данных правоотношений о необходимости совершенствования правового регулирования рассматриваемой сферы общественных отношений.

Итогом заседания стала выработка ряда рекомендаций, в том числе, органам местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области рекомендовано:

— обратить внимание на основные причины отказов в согласовании проведения плановых проверок;

— в полном объеме подготавливать документы для согласования проведения внеплановых выездных проверок, направляемые в Самарскую межрайонную природоохранную прокуратуру;

— рассмотреть возможность увеличения количества проводимых профилактических мероприятий в отношении подконтрольных объектов путем выдачи предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, консультирования, профилактических визитов, публикаций в СМИ и сети Интернет;

— совместно с министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области проработать вопрос усиления контроля за переданными полномочиями в сфере охраны окружающей среды.

6 июня 2023 г.

Сообщает Самарская Губернская Дума

https://www.traditionrolex.com/30