13 ноября на заседании комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике под председательством Габибуллы Хасаева депутаты рекомендовали к принятию в первом чтении проект закона об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов.
Первым вопросом заседания депутаты рассмотрели и приняли к сведению итоги думских слушаний на тему «Об итогах социально-экономического развития Самарской области за январь – август 2017 года и ожидаемых итогах развития за 2017 год, прогнозе социально-экономического развития Самарской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов».
Габибулла Хасаев отметил: «Впервые обсуждение итогов и прогнозов социально-экономического развития региона проходило в таком расширенном формате думских слушаний. Сам факт состоявшейся дискуссии, острота поднимавшихся проблем и открытость разговора является свидетельством того, что нет поводов для тревожных настроений.
Совместными усилиями мы способны найти выход из сложившейся ситуации, сформулировать успешные эффективные подходы к решению поставленных задач.
Клюевым шагом в этом направлении является работа над региональным бюджетом на 2018 и плановый период 2019-2020 годов, к обсуждению которого мы сегодня приступаем в рамках первого чтения».
Подробный доклад о проекте закона Самарской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» представил врио заместителя председателя Правительства Самарской области – министра управления финансами Самарской области Андрей Прямилов.
Он рассказал, что при разработке бюджета применен базовый вариант прогноза социально-экономического развития Самарской области на 2018-2020 годы.
Основные запланированные параметры бюджета на 2018 год:
- доходы 129 млрд 588 млн. рублей;
- расходы 128 млрд 993 млн. рублей;
- профицит 594 млн. рублей.
Основные запланированные параметры бюджета на 2019 год:
- доходы 135 млрд 689,5 млн. рублей;
- расходы 135 млрд 711 млн. рублей, из них условно утвержденные расходы – 5 млрд 940 млн. рублей;
- дефицит 21,6 млн рублей.
Основные запланированные параметры бюджета на 2020 год:
- доходы 141 млрд 32 млн. рублей;
- расходы 143 млрд 284,2 млн. рублей, из них условно утвержденные расходы – 10 млрд 558 млн. рублей;
- дефицит 2 млрд 252 млн. рублей.
Проект областного бюджета сформирован без учета целевых поступлений из федерального бюджета, в связи с тем, что проект федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов на момент формирования законопроекта не принят.
Основными источниками доходов традиционно являются налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц — это около 65% налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета. Кроме того, 14% и 12% поступлений будут сформированы за счет акцизов и налога на имущество организаций соответственно.
Расходная часть областного бюджета 2018 года формировалась с учетом необходимости:
- реализации майских указов Президента РФ 2012 года (на это предусмотрено 25,2 млрд рублей);
- реализации принятых публичных нормативных обязательств и мер социальной поддержки населения, выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы (18,5 млрд рублей);
- сохранения социальной направленности бюджета;
- подготовки к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году (5,7 млрд рублей);
- обеспечение софинансирования при привлечении средств федерального бюджета (более 4 млрд рублей)
- поддержки муниципальных образований;
- оптимизации расходов.
Андрей Прямилов отметил, что по инициативе Губернатора Самарской области пересмотрен подход к предоставлению мер социальной поддержки работающим ветеранам труда, труженикам тыла. Данное решение уже нашло отражение в проекте бюджета: в 2018 году на эти цели дополнительно выделено 430 млн рублей.
Как и прежде, значительная часть затрат в 2018 году будет направлена на финансирование социальных отраслей экономики: социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура и спорт и культура. Эта сумма составит более 89,4 млрд рублей, или 69,3% от общего объема расходов. Больше всего средств пойдет на социальную политику — 36,97 млрд рублей, образование — 34,3 млрд рублей и здравоохранение — 10,6 млрд рублей.
Также деньги выделят на поддержку социально-незащищенных слоев населения, семей, имеющих детей, и других категорий граждан.
Помимо этого, в проекте бюджета заложены 4,7 млрд рублей на обслуживание государственного долга региона. Планируется, что по итогам 2017 года государственный долг области составит 65 млрд 447 млн рублей. Одной из основных задач долговой политики Самарской области является проведение реструктуризации бюджетных кредитов, что позволит продлить срок погашения бюджетных кредитов до 2030 года и сократить потребности в привлечении рыночных заимствований.
Проектом областного бюджета предусмотрено финансирование 36 государственных программ Самарской области, а также 4 ведомственных целевых программ, две из которых будут реализованы в 2019-2020 годах. Объем программных расходов бюджета в 2018 году запланирован в размере 107,5 млрд рублей, а их доля в общем объеме расходов бюджета достигнет 83%.
По итогам обсуждения депутаты рекомендовали принять законопроект в первом чтении на заседании думы.
Габибулла Хасаев поблагодарил Андрея Прямилова за подробный и обстоятельный доклад, подчеркнул, что министерство управления финансами ведет большую и важную работу по обеспечению сбалансированности областного бюджета.
В то же время председатель комитета обратил особое внимание на необходимость повышения эффективности расходования бюджетных средств и использования имеющихся резервов:
— В регионе есть очень большие резервы по налогам. Анализ показывает, что примерно 10% предприятий обеспечивают 26% налоговых доходов областного бюджета. Соответственно, эффективность деятельности других предприятий требует серьезного анализа, выявления резерва и поиска механизма их мобилизации в областной бюджет.
Правительство Самарской области сегодня вплотную занимается оптимизацией долговой нагрузки региона. Однако необходимо отметить, что в долговой политике совсем не отражена идея роста инвестиционной привлекательности региона за счет государственного долга. К сожалению, мы находимся в числе глубоких аутсайдеров по этому направлению. А необходимо искать инвестиции именно через механизм государственно-частного партнерства.
Также для дальнейшего развития необходимо внедрять цифровую экономику. По оценкам экспертов цифровые преобразования – один из главных факторов экономического роста в перспективе. В частности к 2025 году цифровизация обеспечит от 19 до 34% роста валового внутреннего продукта России.
Огромные резервы эффективного использования бюджетных средств заключены в повышении эффективности государственных программ. Сейчас они еще не стали реальным инструментом бюджетного планирования, хотя через государственные программы у нас финансируется 83% расходов областного бюджета.
Сохраняется и актуальность рекомендаций комитета по развитию региональных межбюджетных отношений. Это – изменение методики распределения стимулирующих субсидий и повышение эффективности управления муниципальными финансами.
Полагаю, что консолидировав знания, опыт и действия, мы справимся с задачами любой сложности в интересах жителей нашей любимой Самарской области.
В продолжение работы над бюджетом комитет рассмотрел и рекомендован к принятию проект закона Самарской области «О внесении изменений в Закон Самарской области «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
Законопроектом предлагается учесть в доходной и расходной части дополнительные безвозмездные поступления в 2017 году в общей сумме 25 млн 114 тысяч рублей, а также перераспределить средства для соблюдения условий софинансирования безвозмездных поступлений в 2017 году.
Так по линии министерства строительства Самарской области будет перераспределено более 1 млрд расходов. Предлагается сократить на 176 млн рублей расходы на проектирование и строительство метро в Самаре, на 120 млн рублей — расходы на реконструкцию здания филиала ФКП «Росгосцирк» и на 60 млн рублей — расхода на тренировочный ледовый комплекс по ул. Советской Армии в Самаре. Планируется увеличить затраты, в том числе на строительство двух школ в Кошелев-проекте, а также на проектирование и строительство трех парковок около «Самара-Арены».
360 млн рублей, поступившие от НК «Роснефть», будут направлены на проектирование и реконструкцию Дворца спорта в Самаре на улице Молодогвардейской в соответствии с проектом соглашения о предоставлении безвозмездных средств компании областному бюджету.
С учетом представленных изменений параметры областного бюджета в 2017 году составят:
- доходы – 152 млрд 51,4 млн рублей;
- расходы – 155 млрд 343,5 млн рублей;
- дефицит сохранится в сумме 3 млрд 292 млн рублей.
Комитет рассмотрел и рекомендовал к принятию в первом чтении проект закона Самарской области «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
Также депутаты рассмотрели и рекомендовали к принятию проект закона Самарской области «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Самарской области, на 2018 год».
Законопроектом предлагается установить значение данного коэффициента на 2018 год в размере 1,8. Это позволит сохранить в 2018 году поступления в областной бюджет налога на доходы физических лиц от иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму на основании патента, на уровне 2017 года.
В заключение заседания были рассмотрены и другие вопросы, в том числе проекты федеральных законов.
13 ноября 2017 г.
Сообщает Самарская Губернская Дума