13 ноября 2018 года под председательством Вячеслава Малеева состоялось внеочередное заседание комитета Самарской Губернской Думы по промышленности, предпринимательству и торговле. От депутатского корпуса в его работе приняли участие Светлана Бескоровайная, Вера Попова, Виктор Егоршин, Алексей Степанов, Шамиль Хисамутдинов, Ольга Севостьянова, Сергей Блохин.
Законодатели приступили к работе над проектом закона Самарской области «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Как доложил министр управления финансами Самарской области Андрей Прямилов, в представленном проекте закона Самарской области «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»:
— доходы областного бюджета запланированы:
- на 2019 год в размере 136,9 млрд рублей;
- на 2020 год в размере 144,2 млрд рублей;
- на 2021 год в размере 152,3 млрд рублей;
— расходы областного бюджета запланированы:
- на 2019 год в размере 136,7 млрд рублей;
- на 2020 год в размере 144,2 млрд рублей, из них условно утвержденные расходы 5,1 млрд рублей;
- на 2021 год в размере 152,3 млрд рублей, из них условно утвержденные расходы 9,4 млрд рублей.
Областной бюджет пока сверстан с профицитом на 2019 год в размере 141,7 млн рублей.
Проект областного бюджета сформирован без учета целевых поступлений из федерального бюджета в связи с тем, что проект федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов на момент формирования законопроекта не принят.
При расчете доходной части областного бюджета учтены следующие изменения федерального законодательства:
- отмена налогообложения движимого имущества;
- изменения механизма и передача в бюджеты субъектов Российской Федерации дополнительно 30% норматива зачисления доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%;
- зачисление денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения в доход дорожных фондов субъектов Российской Федерации;
- поэтапное увеличение норматива отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты;
- продление централизации ставки налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в размере 3% до 2024 года.
Из изменений регионального законодательства было учтено поэтапное увеличение ставки налога на имущество организаций, уплачиваемого от кадастровой стоимости.
Доходы дорожного фонда прогнозируются в следующем объеме:
- на 2019 год – 13,5 млрд рублей;
- на 2020 год – 14,9 млрд рублей;
- на 2021 год – 16,6 млрд рублей.
В законопроекте отражены безвозмездные поступления из бюджетов «сверхдоходных» муниципалитетов («отрицательные трансферты») на 2019 год в сумме 22,2 млн рублей.
Размер государственного долга на 1 января 2019 года составит 63,7 млрд рублей. Уровень долговой нагрузки не превысит 46%.
В структуре расходов областного бюджета на 2019 год по-прежнему остаются приоритетными:
- реализация указа Президента РФ от 7 мая 2018 года;
- реализация принятых публичных нормативных обязательств и мер социальной поддержки населения, выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы;
- сохранение социальной направленности бюджета;
- поддержка муниципальных образований;
- оптимизация расходов.
Традиционно в бюджете отведена значительная роль в финансировании социальных отраслей экономики – на них направлено около 94 млрд рублей, или 68,7% от общего объема расходов.
Предлагаемая структура расходов областного бюджета в разрезе разделов классификации следующая:
- образование 27,9%
- социальная политика 27,8%
- национальная экономика 17,2%
- здравоохранение 7,9%
- межбюджетные трансферты 4,2%
- физическая культура и спорт 3,4%
- общегосударственные вопросы 3,1%
- обслуживание государственного и муниципального долга 3,0%
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1,9%
- культура и кинематография 1,7%
- ЖКХ 1,4%
- средства массовой информации 0,3%
- охрана окружающей среды 0,1%
Формирование фонда оплаты труда произведено с учетом:
- необходимости сохранения целевых индикаторов повышения заработной платы категориям работников, определенных в Указах Президента РФ 2012 года, достигнутых в 2018 году;
- доведения заработной платы низкооплачиваемых категорий работников до планируемого минимального размера оплаты труда;
- индексации на 4% с 01.10.2019 фонда оплаты труда работников учреждений, категории которых не отнесены к указам Президента РФ 2012 года.
Кроме того, c 1 января 2019 года предусмотрена индексация на 4,6% действующих размеров выплат и доплат отдельным категориям граждан Самарской области.
Объем средств на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных предусмотрен с учетом ежегодной индексации тарифов на услуги ЖКХ на 4,8% с 1 июля 2019 года.
В целом первоочередные расходы (публичные нормативные обязательства и меры социальной поддержки населения, фонд оплаты труда, иные приоритетные расходы) составили95,8 млрд рублей, с ростом к 2018 году на 4,2 млрд рублей.
Проектом областного бюджета предусмотрено финансирование
44 государственных программ Самарской области и 4 ведомственных целевых программ. Объем программных расходов бюджета в 2019 году составит 130 млрд рублей, а их доля в общем объеме расходов бюджета достигнет более 95%.
Проектом областного бюджета предусмотрено оказание финансовой поддержки бюджетам муниципальных образований Самарской области.
В том числе целях стимулирования ускорения социально-экономического развития муниципальных образований Самарской области областным бюджетом предусмотрены субсидии местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств по вопросам местного значения, предоставляемые с учётом выполнения показателей социально-экономического развития, в размерах:
- на 2019 год – 3,4 млрд рублей,
- на 2020 год – 3,6 млрд рублей,
- на 2021 год – 3,8 млрд рублей.
Что касается распределения бюджетных средств по отраслевым министерствам, то в следующем году региональному министерству экономического развития и инвестиций планируется выделить более 1,1 млрд рублей; министерству промышленности и торговли – 154 млн рублей; министерству труда, занятости и миграционной политики – 537 млн рублей.
Распределение бюджетных ассигнований областного бюджета по госпрограммам, ведомственным целевым программам Самарской области и непрограммным направлениям деятельности в 2019 году (в части деятельности комитета по промышленности, предпринимательству и торговле) предлагается следующее:
— на госпрограмму «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области» на 2014-2030 годы» запланировано 886,8 млн рублей, в том числе:
- 333,5 млн рублей на подпрограмму «Создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности в Самарской области» на 2014 – 2030 годы;
- 30,5 млн рублей на подпрограмму «Развитие инновационной деятельности в Самарской области» на 2014 — 2030 годы;
- 21 млн рублей на подпрограмму субсидирования создания рабочих мест в монопрофильных городских округах Самарской области» на 2014-2030 годы;
- 11,9 млн рублей на подпрограмму «Создание технопарков и технополисов на территории Самарской области» на 2014 – 2030 годы;
- 138 млн рублей на подпрограмму «Развитие инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области» на 2015 — 2030 годы;
— на госпрограмму «Развитие предпринимательства торговли и туризма в Самарской области» на 2014 – 2030 годы будет направлено 115,3 млн рублей, в том числе 103 млн на подпрограмму «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области» на 2014-2030 годы;
— на госпрограмму «Содействие занятости населения Самарской области на 2014-2020 годы» предусмотрено 509,7 млн рублей, в том числе:
- 482,5 млн рублей на подпрограмму «Эффективная занятость»;
- 27,2 млн рублей на подпрограмму «Безопасный труд»;
— на госпрограмму «Развитие промышленности Самарской области и повышение ее конкурентоспособности до 2020 года» выделяется 47,5 млн рублей.
Члены профильного комитета проявили крайнюю заинтересованность в представленной информации и задали докладчику ряд вопросов.
Шамиль Хисамутдинов призвал министра обратить более пристальное внимание на поддержку строительной отрасли.
Заместитель председателя комитета Виктор Егоршин отметил проблематику многолетней недофинансированности программы «Развитие промышленности Самарской области и повышение ее конкурентоспособности до 2020 года».
«Подходы к финансированию программы по поддержке региональной промышленности необходимо пересмотреть кардинально», — поддержал коллегу председатель комитета по промышленности предпринимательству и торговле Вячеслав Малеев. – «Областные промышленные предприятия конкурируют с внешним миром, с продвинутыми, сильными иностранными компаниями, которые используют дешевые деньги. Сегодня в Самарской области предоставляются льготы начинающим предприятиям, инвестиционным компаниям. Действующие промпредприятия платят налоги, из которых мы датируем эти программы. А необходимо поддержать именно наших производственников».
По словам Прямилова, на 2019 год в бюджете региона запланировано свыше 2 млрд средств налоговых льгот для инвестиционных компаний. В нашем регионе налоговые льготы предоставляются в основном на инвестпроекты в области нефтедобычи и нефтепереработке. Как показывает практика, у данных компаний запланированный объем поступающих доходов превышает объем выделяемых им льгот. Так что экономический эффект налицо. При этом отмечалось, что с 1 января будущего года все инвестиционные льготы станут налоговыми расходами субъекта РФ и будут направлены именно на развитие промышленности.
По итогам обсуждения члены профильного комитета сошлись во мнении рекомендовать Самарской Губернской Думе принять проект закона Самарской области «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в первом чтении.
Более конкретно о ходе реализации государственной программы Самарской области «Развитие промышленности Самарской области и повышение ее конкурентоспособности до 2020 года» и перспективах финансирования её мероприятий в 2019 году доложил министр промышленности и торговли Самарской области Михаил Жданов.
Согласно представленной информации, в 2018 году на реализацию программных мероприятий из областного бюджета было выделено порядка 50 млн рублей. Эти средства пошли 8 промпредприятиям региона на возмещение затрат по техническому перевооружению. По словам министра, такие инвестиции дали значительный экономический эффект, который выражается в приросте чистой прибыли. В текущем году она составила более 265 млн рублей. А все налоговые отчисления превысили 1 млрд рублей. Кроме того, было создано 218 новых рабочих мест.
«Доклад министра сегодня очень ярко показал, что мы, вложив 50 млн рублей в развитие промышленности — в новый станочный парк, в новое оборудование, в новые технологии, на выходе получили увеличение объема производства нашей продукции на территории Самарской области практически на 2,5 млрд рублей и более 265 млн рублей прибыли от этих предприятий», — прокомментировал Вячеслав Малеев. – «Если мы возьмем 20% от прибыли, которую получили наши региональные предприятия, то получится, что в виде налогов на прибыль где-то 50 с лишним миллионов рублей пошло в бюджеты разных уровней. При этом еще были созданы рабочие места. То есть мы примерно за полгода окупили средства, затраченные на промпредприятия. Очевидно, мультипликативный эффект от денег, вложенных в промышленность, очень велик. Поэтому сегодня деньги тратить на развитие промышленности нужно. Нам важно сохранить нашу промышленность и увеличить ее потенциал».
Именно для этого сегодня в губернии ведется подготовка по созданию регионального Фонда развития промышленности. Предполагается, что источником его формирования станут налоговые расходы. «Предлагается отказаться от ряда налоговых льгот и за счет этих средств сформировать Фонд, который будет оказывать возвратную помощь промпредприятиям», — пояснил министр управления финансами Самарской области Андрей Прямилов. – «Кроме того, наличие субъектового Фонда позволит нашей области подавать заявки на участие в мероприятиях федерального Фонда развития промышленности».
Информация была принята к сведению.
Также в ходе заседания была заслушана и принята к сведению информация о ходе реализации государственной программы Самарской области «Развитие предпринимательства, торговли и туризма в Самарской области» на 2014 — 2030 годы и перспективах финансирования её мероприятий в 2019 году в части реализации подпрограмм.
Про успехи и перспективы подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области» на 2014-2030 годы проинформировала и.о. руководителя департамента развития предпринимательства министерства экономического развития и инвестиций Самарской области Ольга Карасева.
Руководитель департамента торговли и ценовой политики министерства экономического развития и инвестиций Самарской области Алексей Софронов доложил о реализации подпрограммы «Развитие торговли и защиты прав потребителей в Самарской области» на 2014-2030 годы.
Информация вызвала живое обсуждение. Много уточняющих вопросов задали Сергей Блохин и Виктор Егоршин.
О ходе реализации государственной программы Самарской области «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области» на 2014-2020 годы в части реализации подпрограмм «Развитие инновационной деятельности в Самарской области» на 2014 — 2018 годы и «Развитие инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области» на 2015 — 2018 годы рассказал руководитель департамента инвестиционной‚ инновационной политики и внешнеэкономических связей министерства экономического развития и инвестиций Самарской области Алексей Ильметов.
«Сегодня очень важно стимулировать инновационные проекты, которые находятся за рамками крупных холдингов и монополий. Давайте смотреть эти рынки», — призвал Вячеслав Малеев.
С не меньшим интересом депутаты заслушали доклад врио заместителя министра – руководителя департамента занятости, миграционной политики и социальных выплат министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области Ольги Фурсовой о ходе реализации государственной программы Самарской области «Содействие занятости населения Самарской области на 2014-2020 годы» и перспективах финансирования её мероприятий в 2019 году в части реализации подпрограмм «Эффективная занятость» и «Безопасный труд».
Из областного бюджета 2018 года на выполнение мероприятий подпрограммы «Эффективная занятость» было выделено свыше 74 млн рублей. В настоящее время освоено более 70% от этой суммы (около 55 млн рублей). Эти средства направлены на оказание госуслуг 54 тысячам гражданам Самарской области.
Отраслевое министерство ведет активную работу по трудоустройству подростков в свободное от учебы время. Несмотря на то, что в регионе выполняется норматив – 10% подростков имею возможность подработать, на будущий год этот показатель планируют улучшить. Предполагается, что в 2019 году удастся трудоустроить 10 тысяч подростков. На эти цели планируется направить 6 млн рублей.
По словам Фурсовой, в Самарской области с 2012 года (намного опередив нацпроект «Демография») ведется работа по профобучению и переобучению женщин, находящихся в декретном отпуске с детьми до 3 лет, а также людей пенсионного возраста. В будущем году на 4,5 млн рублей предполагается обучить 450 декретниц и 100 пенсионеров.
Более того, в 2019 году стартуют мероприятия по обучению граждан предпенсионного возраста. На эти цели направят 107 млн рублей, из них 5 млн – средства областного бюджета.
Большие усилия прилагает министерство в части содействия занятости инвалидов Самарской области.
Вячеслав Малеев предложил врио замминистра рассмотреть такой вариант трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья: «Давайте работодателям дадим те деньги, которые мы тратим на обучение инвалидов, в виде субсидий социального налога. Тогда люди придут работать на предприятия. Там, скажем, половину социального налога будет платить предприятие, а вторую половину – из областного бюджета. В этом случае, через полгода деньги вернуться, но люди-то будут продолжать работать и дальше, платить налоги. Мы всегда должны быть в поиске, искать новые решения, новые программы, а не просто финансировать, вот давайте будем обучать, обучать, обучать с непонятным результатом. А если мы обучим на рабочем месте человека, он там останется работать, он будет создавать продукт, будет оказывать услугу, при этом еще и платить налоги».
Депутатов очень порадовала приведенная статистика по уровню безработицы в регионе. В Самарской области данный показатель (0,8%) ниже общероссийского уровня (0,9%).
Информация была принята к сведению.
13 ноября 2018 г.
Сообщает Самарская Губернская Дума