Последние новости

Необходимо поменять подход к субсидированию региональной промышленности

22 ноября 2018 года под председательством Вячеслава Малеева состоялось заседание комитета Самарской Губернской Думы по промышленности, предпринимательству и торговле. От депутатского корпуса в его работе приняли участие Светлана Бескоровайная, Виктор Егоршин, Вера Попова, Алексей Степанов, Шамиль Хисамутдинов, Ольга Севостьянова, Сергей Блохин.

Законодатели продолжили работу над принятым в первом чтении проектом закона Самарской области «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Была заслушана информация о бюджетных проектировках трех областных министерств: министерства промышленности и торговли Самарской области; министерства экономического развития и инвестиций Самарской области и министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области

Министр промышленности и торговли Самарской области Михаил Жданов проинформировал парламентариев о том, что в следующем году региональному Минпрому планируется выделить – 154 млн рублей.

Большинство этих средств распределено по трем блокам.

Первое направление – это госпрограмма «Развитие промышленности Самарской области и повышение ее конкурентоспособности до 2020 года». На 2019 год там предусмотрены средства в размере 47,5 млн рублей. Министерством проведен мониторинг промпредприятий по вопросу реализаций их инвестпроектов, которые направлены на создание или развитие производств. Принимая во внимание актуальность необходимости оказания поддержки промпредприятий, принято решение направить выделенные бюджетные средства в 2019 году в полном объеме на предоставление субсидий производителям в целях возмещения их затрат, связанных с техперевооружением их предприятий. Предполагается, что эта мера повлечет создание новых рабочих мест, повышение производительности труда, заработной платы, а, следовательно, это поможет предприятиям в создании конкурентоспособной продукции, будет способствовать сокращению их материальных затрат.   

Второе направление – это реализация мероприятий госпрограммы «Доступная среда». На нее в 2019 году планируется выделить 12,3 млн рублей. Основные ожидаемые результаты от данной программы – сохранение рабочих мест на предприятиях для инвалидов. В первую очередь, речь идет о тех предприятиях, которые производят электрическое и электронное оборудование для автотранспортных средств.

Третье направление – это предоставление дотаций на стимулирование роста налогового потенциала на территории муниципальных образований в связи с осуществлением нефтедобычи. На следующий год на это направление предусмотрено 52,2 млн рублей. 

В следующем году региональному министерству экономического развития и инвестиций планируется выделить более 1,1 млрд рублей.

О финансировании госпрограммы «Развитие предпринимательства торговли и туризма в Самарской области» на 2014 – 2030 годы рассказала и.о. руководителя департамента развития предпринимательства министерства экономического развития и инвестиций Самарской области Ольга Карасева.

Согласно представленной информации, в 2019 году на реализацию программы будет направлено 115,3 млн рублей, в том числе 103 млн на подпрограмму «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области» на 2014-2030 годы и 12,2 млн рублей на финансовое обеспечение деятельности ГКУ «Информационно-консалтинговое агентство», которое ежегодно оказывает более 10 тысяч услуг 3-4 тысячам субъектов малого и среднего предпринимательства и 1-2 тысячам физлиц, планирующим открыть собственное дело.

Финансирование мероприятий подпрограммы буде осуществляться по следующим расходам обязательств:

  • субсидии местным бюджетам;
  • субсидии некоммерческим организациям;
  • бюджетные инвестиции юридическим лицам;
  • субсидии автономным учреждениям.

Основными мероприятиями поддержки предпринимателей на период 2019-2021 годы являются:

  • оказание комплекса услуг предпринимателям для осуществления ими предпринимательской деятельности (в 2019 году из областного бюджета будет направлено 25,9 млн рублей);
  • поддержка экспортно — ориентированных организаций (в 2019 году из областного бюджета будет направлено 4,7 млн рублей);
  • поддержка молодежного предпринимательства и популяризация предпринимательской деятельности (в 2019 году на реализацию на территории Самарской области федеральной программы «Ты предприниматель» из областного бюджета будет направлено 8 млн рублей);
  • поддержка предприятий в моногородах (в 2019 году г.о. Тольятти будет выделено 5,5 млн рублей. 57 предпринимателей получат такую поддержку);
  • развитие финансовой поддержки путем предоставления гарантий и микрозаймов (на развитие микрофинансирования Гарантийному фонду в 2019 году планируется предоставить бюджетную инвестицию в объеме 5,6 млн рублей).

Кроме того, в следующем году на Региональный центр инжениринга в бюджете Самарской области запланировано 48 млн рублей.

Реализация всех этих мероприятий позволит привлечь в субъект средства федерального бюджета на поддержку малого и среднего предпринимательства. В период 2019-2024 годы госпрограмма «Развитие предпринимательства торговли и туризма в Самарской области» будет являться основным инструментом по реализации национального проекта «поддержка малого и среднего предпринимательства». В 2019 году предварительные лимиты для Самарской области определены на уровне 273 млн рублей.

В ходе рассмотрения 1 вопроса был заслушан доклад руководителя департамента инвестиционной, инновационной политики и внешнеэкономических связей министерства экономического развития и инвестиций Самарской области Алексея Ильметова.

Он проинформировал, что на госпрограмму «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области» на 2014-2030 годы» запланировано 886,8 млн рублей, в том числе:

  • 333,5 млн рублей  на подпрограмму «Создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности в Самарской области» на 2014 – 2030 годы. Финансирование инвестиционной деятельности в 2019 году предполагается в трех ключевых направлениях:

— бюджетные инвестиции в ОЭЗ г.о. Тольятти в размере 300 млн рублей;

— финансирование текущей деятельности Агентства по привлечению инвестиций в размере 23,5 млн рублей;

— на информационное сопровождение инвестиционных проектов от идеи до их реализации планируется направить порядка 10 млн рублей.

Ведется активная работа по разработке бренда региона.

  • 30,5 млн рублей на подпрограмму «Развитие инновационной деятельности в Самарской области» на 2014 — 2030 годы;
  • 21 млн рублей на подпрограмму субсидирования создания рабочих мест в монопрофильных городских округах Самарской области» на 2014-2030 годы;
  • 11,9 млн рублей на подпрограмму «Создание технопарков и технополисов на территории Самарской области» на 2014 – 2030 годы; 
  • 138 млн рублей на подпрограмму «Развитие инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области» на 2015 — 2030 годы.

Бюджетные проектировки министерства труда, занятости и миграционной политики в 2019 году составляют 537 млн рублей.

По словам руководителя управления развития кадровых ресурсов министерства труда, занятости имиграционной политики Самарской области – руководителя департамента занятости, миграционной политики и социальных выплат Александра Дорофеева, в следующем году на госпрограмму «Содействие занятости населения Самарской области на 2014-2020 годы» в областном и федеральном бюджетах предусмотрено 1,6 млрд рублей.

Одним из основных направлений программных мероприятий являются мероприятия активной политики занятости: ярмарки вакансий, социальная адаптация, поддержка безработных граждан и пр.

Конечно, большая составляющая – это социальные выплаты. С 2019 года в проекте федерального бюджета предусмотрено увеличение социальных выплат. Минимальный размер составит 1,5 тыс.рублей, максимальный – 8 тыс.рублей.

 В части реализации национальных проектов министерство труда будет участвовать в 2 проектах:

  • «Демография»
  • «Повышение производительности труда и поддержка занятости».

В рамках нацпроекта «Демография» в Самарской области предусмотрена реализация проекта «Профессиональное обучение граждан предпенсионного возраста». В 2019 году на него заложено порядка 3 млн рублей в областном бюджете и около 70 млн рублей в федеральном бюджете. Планируется обучить более 2 тысяч предпенсионеров.

Пилотная реализация нацпроекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости» в нашем регионе началась уже в этом году. В следующем году работа будет продолжена. На эти цели предусмотрены средства в размере 43 млн рублей, из них 37 млн рублей — средства федерального бюджета.

Кроме того, областной Минтруд также участвует в госпрограмме «Доступная среда в Самарской области» (на мероприятия министерства заложено 500 тыс. рублей на ближайшие три года); «Развитие информационных и коммуникационных технологий на территории Самарской области» и «Оказание содействия добровольного переселения соотечественников».

После того, как были заслушаны все доклады, депутаты вынесли на обсуждение предложения по внесению дополнений в проект бюджета Самарской области на 2019 год.

В частности, по мнению законодателей, предусмотренных в региональной казне 47,5 млн рублей на развитие губернской промышленности недостаточно. Комитет подготовил поправку в проект бюджета на следующий год об увеличении этой цифры еще на 200 миллионов. При этом предлагается изменить сам подход к субсидированию промпредприятий в Самарской области.

«Вместо того, чтобы вкладывать эти средства в возмещение затрат по техперевооружению предприятий, необходимо их направить на субсидирование процентной ставки по кредитам, которые промпредприятия берут в коммерческих банках на модернизацию, обновление оборудования и развитие производства», — пояснил суть поправки председатель комитета Самарской Губернской Думы по промышленности, предпринимательству и торговле, член фракции «Единая Россия» Вячеслав Малеев. – «Средняя процентная ставка в банках сегодня составляет 12%. Если 5% мы будем субсидировать из бюджета, то средства, заложенные в программу, позволят предприятиям взять кредиты на развитие в общем объеме около 1 млрд рублей. Субсидирование процентной ставки по кредитам приблизит возможности наших промышленных предприятий к возможностям зарубежных компаний, которые располагают дешевыми средствами на развитие своих производств. Конечно, 1 млрд рублей для промышленности Самарской области это мало. Поэтому комитет предлагает направить на субсидирование процентной ставки дополнительные 200 млн рублей, что позволит предприятиям инвестировать в развитие производства 5 млрд заемных средств. В наше время крайне важно «кормить» то, что дает быстрый экономический эффект».

Члены профильного комитета сочли целесообразным рекомендовать Думе принять Закон Самарской области «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».    

О проекте обращения в Правительство Российской Федерации по вопросу оптимизации электронно-цифровой подписи для регулируемых видов деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства доложила консультант аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области Елена Маркова.

В ежегодном докладе о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области за 2017 год затронут вопрос оптимизации электронно-цифровой подписи (далее — ЭЦП) для регулируемых видов деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, в настоящее время в электронном документообороте  используются три вида подписи: простая, усиленная неквалифицированная и усиленная квалифицированная.

Простая электронная подпись чаще всего применяется при банковских операциях, а также для аутентификации в информационных системах для получения госуслуг, для заверения документов внутри корпоративного электронного документооборота.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее — НЭП) создается с помощью программ криптошифрования с использованием ключа электронной подписи. Данная подпись необходима для участия в электронных госзакупках по Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в качестве поставщика на шести федеральных электронных торговых площадках госзакупок.

Усиленная квалифицированная электронная подпись (далее — КЭП) так же как и НЭП, создается с помощью криптографических алгоритмов  и базируется на инфраструктуре открытых ключей, но обязательно имеет квалифицированный сертификат в бумажном или электронном виде. Программное обеспечение для работы с КЭП сертифицировано ФСБ России. Выдавать ее может только удостоверяющий центр, который аккредитован Минкомсвязи России. КЭП используется при предоставлении отчетов в контролирующие органы, участии в качестве поставщика или заказчика в электронных торгах, работе с государственными информационными системами, ведении электронного документооборота внутри компании или с ее внешними контрагентами.

КЭП зависит от цели приобретения (при этом ее носитель приобретается отдельно и стоит порядка 1000 рублей) и согласно данным, представленным Уполномоченным по защите прав предпринимателей

в Самарской области, составляет:

  • для работы с государственными порталами и информационными системами — для юридических лиц от 1500 рублей, для физических лиц от 1000 рублей;
  • для участия в торгах — для юридических лиц от 3500 до 6000 рублей, для физических лиц от 2500 до 5000 рублей;
  • для работы в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) по алкогольной продукции необходимо приобрести специальный носитель Рутокен ЭЦП 2.0 или JaCarta SE c последующей записью на носитель сертификата электронной подписи. Стоимость сертификата без носителя составляет 2000 рублей;
  • для декларирования алкогольной продукции — 2000 рублей;
  • для регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах — 1500 рублей;
  • для раскрытия информации — 3000 рублей;
  • для службы по тарифам — 3000 рублей.

Условия использования всех ЭЦП отличаются друг от друга и, как правило, срок действия каждой ЭЦП не превышает одного года. За каждую ЭЦП в отдельности требуется вносить отдельную оплату, что влечет дополнительные расходы для пользователей из числа юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В 2017 году, в связи с активным внедрением электронных систем учета предпринимательской деятельности, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Самарской области была проведена оценка финансовой нагрузки на бизнес, соотношения налоговых и неналоговых платежей, которая показала, что бремя неналоговых платежей приравнивается  к налоговым платежам.

Поэтому в целях уменьшения временных и финансовых затрат для субъектов предпринимательской деятельности, а также упрощения процедуры использования ЭЦП предлагается рассмотреть возможность оптимизации количества существующих ЭЦП, предусмотрев использование ЭЦП одного вида для разных целей (регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах, раскрытия информации службы по тарифам, ЕГАИС, ГИС Маркировка, Росреестра, декларирования в Федеральную таможенную службу).

Члены профильного комитета одобрили инициативу бизнес-омбудсмена и поддержали проект обращения на федеральный уровень. 

О ходе исполнения рекомендаций участников «круглого стола» на тему «О законодательном регулировании противодействия оборота контрафактной продукции промышленного производства на территории Самарской области»  проинформировал председатель комитета Самарской Губернской Думы по промышленности, предпринимательству и торговле Вячеслав Малеев.

Заместитель председателя комитета Самарской Губернской Думы по промышленности, предпринимательству и торговле Светлана Бескоровайная рассказала об итогах проведения заседания рабочей группы по подготовке предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты, утвержденные постановлением Правительства Самарской области от 22 декабря 2010 года  № 669 «Об утверждении порядка организации и проведения ярмарок на территории Самарской области, требований к организации продажи товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках и порядка проведения конкурса по определению операторов ярмарок на территории Самарской области».

Информацию об итогах проведения общественной комиссии по промышленной политике и развитию малого и среднего предпринимательства при комитете по промышленности, предпринимательству и торговле Самарской Губернской Думы довел до сведения коллег заместитель председателя комитета Самарской Губернской Думы по промышленности, предпринимательству и торговле Виктор Егоршин.

Члены профильного комитета рекомендовали Думе поддержать два федеральных законопроекта:

  • проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» (по вопросу наделения управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков и управляющих компаний промышленных технопарков полномочиями в градостроительной сфере и установления контроля за осуществлением данных полномочий);
  • проект федерального закона «О внесении изменений в статью 3936 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Законопроектом закрепляются за субъектами РФ полномочия по установлению условий размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Еще по трем проектам федеральных законов работу решено не проводить, в связи с тем, что поднимаемые в них вопросы уже урегулированы федеральным законодательством.

 Так, правовое управление аппарата Самарской Губернской Думы указало на нецелесообразность разработки отдельного проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 3912 Земельного кодекса Российской Федерации» (в части расширения случаев включения в реестр недобросовестных участников аукционов).

Вместо этого решено направить в Госдуму таблицу поправок к рассматриваемому там проекту федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и некоторые законодательные акты РФ» (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков).

Депутаты сочли необходимым приостановить работу над проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Комитет намерен провести рабочее совещание с участием представителей Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области (Самарастат), Правительства Самарской области, местных администраций городских округов и муниципальных районов в Самарской области для выработки механизма взаимодействия по информационному обеспечению реализации Федерального закона в рассматриваемой части.

Также была принята к сведению информация правового управления аппарата Самарской Губернской Думы об изучении возможности разработки проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части уточнения порядка передачи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства).

Учитывая то, что в июле текущего года Государственная Дума ФС РФ приняла Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», разработка законопроекта на региональном уровне не требуется.

22 ноября 2018 г.

Сообщает Самарская Губернская Дума