Политика и экономика

О возможностях увеличения доходов местных бюджетов

7 декабря под председательством Марины Антимоновой состоялось заседание Совета представительных органов муниципальных образований в Самарской области, в котором приняли участие депутаты Виктор Кузнецов, Геннадий Говорков, Вера Попова, представители Правительства Самарской области, Управления ФНС России по Самарской области, представители муниципальных органов власти.

В преддверии нового финансового года участники заседания обсудили важные вопросы бюджетной сферы.

Об участии органов местного самоуправления в реализации Закона Самарской области «Об основах инициативного бюджетирования в Самарской области» рассказал заместитель руководителя департамента внутренней политики Самарской области – руководитель управления по взаимодействию с муниципальными образованиями Александр Черненко.

 Законом обозначены три формы инициативного бюджетирования: инициативные проекты, общественные проекты, сходы граждан.

За 5 лет реализации госпрограммы поддержки инициатив граждан на конкурс поступило 1754 общественные инициативы. Победителями конкурсного отбора стали 1086 из них. За 5 лет удалось реализовать 868 общественных инициатив. На эти цели из областного бюджета было выделено свыше миллиарда рублей. А наиболее яркой иллюстрацией стал губернаторский проект «СОдействие», позволивший благоустроить пространства десятков городов и сел.

Средняя доля софинансирования проектов составляет 15% из местного бюджета, 13% – участие физических и юридических лиц.

По итогам реализации проекта в 2021 году Самарская область заняла 3 место по стране. 

По словам Александра Черненко лидерами по заявленным проектам за 5 лет стали Ставропольский, Похвистевский, Безенчукский, Шенталинский, Кинельский, Исаклинский, Шигонский, Кинель-Черкасский районы, г. Тольятти, Кировский район г.Самары.

В числе муниципалитетов, которые подали наименьшее количество заявок – г.Чапаевск, г.Похвистнево, Алексеевский район, Ленинский район г.Самары, Елховка, г.Сызрань, Клявлинский район, Промышленный район г.Самары.

По количеству победителей в конкурсах лидерами являются – г.Тольятти, Шенталинский, Ставропольский, Похвистневский, Исаклинский, Безенчукский, Кинельский район, Кировский район г.Самары.   

Однако есть населенные пункты, которые за все время не подали ни единой заявки. Подмогой им должен стать опыт муниципалитетов-передовиков. В следующем году приём документов будет осуществляться с 1 января до 1 марта.

Участники заседания подробно обсудили вопрос об опыте работы муниципальных образований по увеличению доходной части бюджетов в части повышения налоговых и неналоговых поступлений.

Руководитель управления доходов и налоговой политики министерства управления финансами Самарской области Сергей Киселёв рассказал о возможных источниках увеличения доходов: актуализация Единого государственного реестра недвижимости, усиление муниципального земельного контроля (взыскание платежей за землю), уточнение адресов Федеральной информационной адресной системы, работа с налоговыми органами (оценка эффективности налоговых льгот), анализ использования объектов торгово-офисной недвижимости.   

Председатель комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике Виктор Кузнецов подчеркнул, что одной из проблем системы государственно-муниципального управления является несоответствие объёма полномочий, которые закреплены за муниципальными органами, с финансовым обеспечением на реализацию этих полномочий.  

Виктор Кузнецов призвал коллег из муниципалитетов проанализировать, какие возможные ресурсы используются недостаточно эффективно, изучить опыт наиболее успешных муниципальных образований по поиску источников финансирования для решения задач развития территорий. 

Первый заместитель председателя Самарской Губернской Думы Марина Антимонова:

— После принятия Закона о бюджете на 2023-2025 годы уместно обсудить, как мы будем его исполнять, учитывая анализ результатов предыдущих периодов.

На наш взгляд важно, чтобы депутаты местных сообществ имели грамотное представление о том, что происходит именно сейчас в бюджетной сфере с учётом определенных изменений, вызванных сначала пандемией, а затем – влиянием экономических санкций.

Мы услышали подробный анализ о реализации программы инициативного бюджетирования и о возможностях пополнения налоговой базы местных бюджетов. Сегодня каждая территория увидела себя в сравнении с другими: как работает тот или иной муниципалитет по наполнению бюджета, по использованию имущества, какие льготы предоставляются, как учитываются земельные участки, вносятся в кадастр, как с этим каждая территория работает.

Эффективные примеры инициативного бюджетирования по разным направлениям очень важны как полезный материал для использования в других муниципалитетах.

7 декабря 2022 г.

Сообщает Самарская Губернская Дума

https://www.traditionrolex.com/30