Политика и экономика

Обсудили итоги года педагога и наставника в Самарской области

16 января в Самарской Губернской Думе под председательством Светланы Ильиной состоялось первое в 2024 году заседание комитета по образованию и науке. От депутатского корпуса областного парламента в его работе также приняли участие Роман Маркаров, Виктор Кузнецов, Елена Сазонова, Николай Панченко, Марина Ерина.

Повестка заседания включала 7 вопросов.

Парламентарии заслушали и одобрили ежегодный отчет ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королёва» — получателя специальной части гранта программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» на развитие территориального и (или) отраслевого лидерства «О реализации программы развития и вкладе университета в социально-экономическое развитие Самарской области в 2023 году».

Согласно представленной информации, в прошлом году бюджет университета превысил 4,1 млрд рублей. При этом в 2023 году опережающими темпами росла доля доходов от научно-исследовательской деятельности, наукоёмких услуг и производств, в том числе производства беспилотников для задач СВО.

Ключевой ролью вуза является подготовка кадров для 63-го региона. Одновременно с этим университет является центром инновационного и технологического развития, центром воспитания молодежи, центром притяжения жителей Самарской области.

Задачи на 2024 года – университет нацелен на:

— решение госзадач по подготовке кадров в сфере беспилотных авиационных систем, конструкторов, обслуживающего персонала и внешних пилотов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА);

— выполнение работы в качестве федерального поставщика тренингов предпринимательских компетенций с охватом более 22 тысяч человек,

— создание учебно-производственных участков по выпуску инновационных продуктов.

Депутаты высоко оценили результаты работы вуза в 2023 году и внесли ряд предложений.

«Необходимо продумать для лучших студентов вуза такой вариант поощрения, как, например, посещение российских космодромов и их присутствие при запуске космических аппаратов. Ведь именно на таких студентов мы возлагаем особые надежды. Недаром Самара считается космической столицей России», — уверена председатель профильного комитета Светлана Ильина.

Депутат комитета Виктор Кузнецов акцентировал внимание докладчика на том, что в прошлом году в нашем регионе приступили к формированию кластера БПЛА, поэтому создание на базе университета совместно с крупными авиакорпорациями отдельной кафедры беспилотных летательных аппаратов могло бы стать весьма перспективным направлением развития вуза.

Депутат Марина Ерина, в свою очередь, предложила рассмотреть варианты мирного использования беспилотников в будущем.   

Далее парламентарии заслушали сразу три доклада, подготовленных региональным министерством образования и науки.

Министр образования и науки Самарской области Виктор Акопьян довел до сведения законодателей информацию об итогах реализации в Самарской области в 2023 году Года педагога и наставника.

На сегодняшний день в образовательной отрасли Самарской области трудятся более 40 тысяч педагогических работников, из них доля молодых педагогов составляет – 21,5%.

В регионе сформирована развитая система наставничества. В частности, разработана и успешно внедряется региональная программа многофункционального наставничества педагогических работников, включающая в себя комплекс мероприятий, направленных на оказание реальной и действенной помощи в обеспечении условий для роста их профессионального мастерства, стимулирования к профессиональному и личностному развитию. Она реализуется во всех образовательных учреждениях Самарской области. Сегодня в эту систему вовлечено более 8,5 тысяч педагогических работников, из них 3900 – это наставники.

Одним из эффективных механизмов подготовки кадров для экономики региона является практико-ориентированное (дуальное) обучение, которое благодаря развитому наставничеству на рабочем месте позволяет получать качественные кадры под запросы предприятий.

Ещё одним значимым показателем эффективности реализации мероприятий в рамках проведения Года педагога и наставника является то, что по итогам проведенного Рособрнадзором мониторинга забюрократизированности регионов, Самарская область показала лучшие результаты по снижению документационной нагрузки.

Также в Самарской области реализован значимый проект, который позволил увеличить долю молодых педагогов в образовательных организациях региона — это годичная оплачиваемая педагогическая практика для студентов последних курсов Самарского государственного социально-педагогического университета. Более 350 студентов проходили такую практику в школах региона в течение прошлого учебного года, из них свыше 70% до ее начала пожелали трудоустроиться.

В целях социальной поддержки молодежи и закрепления ее в сфере образования из бюджета Самарской области осуществляются ежемесячные денежные выплаты в размере 5 тысяч молодым педагогам, трудоустроившимся на работу в образовательные организации по педагогическим специальностям. Более того, благодаря поддержке Губернатора и депутатского корпуса Самарской Губернской Думы принято решение о предоставлении аналогичной выплаты и для студентов, проходящих педагогическую практику в образовательных организациях губернии.

К ставшим уже традиционными мерам поддержки в нашем регионе установлено новое расходное обязательство о предоставлении мер социальной поддержки в целях финансового обеспечения расходов по оплате целевого обучения по образовательным программам высшего образования за счет средств бюджета Самарской области.

По словам министра, несмотря на то, что официально Год педагога и наставника завершен, работа по поддержке учителей и наставников, снижение бюрократической нагрузки на них, по подготовке педагогических кадров, по привлечению в профессию как можно больше талантливой молодежи, по поощрению лучших педработников и решению их социальных вопросов будет продолжена и впредь.

Комитет заслушал и принял к сведению информацию:

— о ходе реализации в 2023 году в Самарской области федерального проекта «Профессионалитет», направленного на развитие среднего профессионального образования.

Так, при поддержке ПАО ОДК-Кузнецов и Куйбышевской железной дороги в 2022 году Поволжский государственный колледж и Самарский колледж железнодорожного транспорта имени А.А. Буянова стали получателями гранта в размере 100 млн рублей.

На базе этих колледжей в регионе были созданы 2 кластера:

Самарский образовательно-производственный центр железнодорожного транспорта: базовая образовательная организация – ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения»; 4 сетевые профессиональные образовательные организации; опорный работодатель – Куйбышевская железная дорога – филиал ОАО «РЖД»;
Образовательно-производственный центр (кластер) машиностроительной отрасли Самарской области: базовая образовательная организация – ГБПОУ СО «Поволжский государственный колледж»; 6 сетевых профессиональных образовательных организаций;опорный работодатель – ПАО «ОДК-Кузнецов».
В настоящее время на уникальных учебно-производственных участках проходят подготовку будущие специалисты под конкретный запрос работодателя.

В 2024 году будут созданы еще 3 новых кластера:

на базе Самарского социально-педагогического колледжа будет создан образовательный кластер «ПРОдетство/знание/движение» для отрасли Педагогика,
на базе Самарского торгово-экономического колледжа – кластер «Управление и Право» для отрасли Правоохранительная сфера и управление,
на базе Строительно-энергетического колледжа им. П. Мачнева — кластер строительно-энергетической отрасли.
На их создание из федерального бюджета будет привлечено более 220 млн рублей. Региональное софинансирование составит 75 млн рублей;

— о работе профильных классов в системе общего образования.

В целях способствования осознанного выбора профессии в педагогической и иных социальных сферах деятельности, в регионе, совместно с педагогическими вузами и профессиональными организациями, организована работа по проекту «Педагогический класс». В текущем учебном году в 180 школах региона сформированы 72 педагогических класса/группы.

В целях развития системы непрерывной подготовки инженерных кадров, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями в регионе с прошлого учебного года реализуется проект «Инженерные классы авиастроительного профиля». В 2023/2024 учебном году в проект вовлечено 29 школ Самарской области. Более 9,5 тысяч старшеклассников обучаются основам инженерного образования, осваивают дополнительные программы по направлению «Беспилотные авиационные системы», «Инженер авиастроительного профиля», получают знания в области авиационных систем и IT-технологий на различных спецкурсах и кружках и пр.

В 2023/2024 учебном году министерство совместно с ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» продолжает реализацию проекта «Медицинский класс», направленного на повышение уровня преподавания естественнонаучных дисциплин, организацию системы предпрофессиональной подготовки обучающихся общеобразовательных организаций по медицинскому направлению. В 35 базовых и 6 опорных школах Самарского государственного медицинского университета для обучающихся проводятся профориентационные экскурсии и научно-популярные лекции. Школам предоставлен доступ к научной библиотеке и электронной информационно-образовательной среде университета. По итогам 2022/2023 учебного года 179 выпускников из базовых и опорных школ поступили в СамГМУ.

С 1 сентября 2023 года на базе 7 общеобразовательных школ, согласованных с ФГБОУ ВО «Самарский государственный аграрный университет» начал реализовываться проект «Агроклассы 2.0», направленный на пополнение кадрового резерва сельскохозяйственных предприятий и развитие агропромышленного комплекса региона. В агроклассах реализуются программы углубленного изучения предметов естественно-научного цикла, математики, информатики, а также дополнительные образовательные программы «Сельскохозяйственная биотехнология», «Основы ветеринарии», «Цифровые технологии в АПК» и «Основы химического мониторинга агроландшафтов» с участием преподавателей вуза.

Председатель комитета Думы по образованию и науке Светлана Ильина отметила, что в Самарской области назрела необходимость создания избыточной образовательной среды. Депутат привела пример других регионов, где имеется положительный опыт открытия в образовательных организациях таких профильных классов, как дипломатические классы, медиа-классы, управленческие классы. Успешные практики важно своевременно внедрять и в Самарской области.

Также на заседании были утверждены:

16 января 2024 г.

Сообщает Самарская Губернская Дума