Политика и экономика

Депутаты рассмотрели отчет об исполнении областного бюджета за 2016 год и рекомендовали принять изменения в бюджет 2017 года

28 июня под председательством Габибуллы Хасаева состоялось заседание комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике, в котором приняли участие депутаты Самарской Губернской Думы, представители профильных министерств и департаментов областного Правительства, прокуратуры Самарской области, Счетной палаты Самарской области, Управления ФНС по Самарской области, ТФОМС Самарской области, Общественной палаты региона.

Заместитель председателя Правительства Самарской области – министр управления финансами Самарской области Сергей Кандеев представил подробный Отчет об исполнении областного бюджета за 2016 год.

Доходная часть областного бюджета 2016 года составила 143,2 млрд рублей, что на 0,2% больше плановых значений. По сравнению с 2015 годом поступления доходов увеличились на 11,5 млрд рублей, или на 8,8%.

По сравнению с 2015 годом поступление налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет увеличились на 15,8 млрд рублей, или на 14,9% и составило 122 млрд рублей.

Выросли сборы практически по всем налогам. К примеру, на 20,1% стало больше поступлений по налогу на прибыль организаций. В 2016 году данная сумма составила 41,8 млрд рублей, что на 7 млрд рублей больше, чем в предыдущем году.

На 5,5% (или на 1,9 млрд рублей) выросла собираемость по налогу на доходы физических лиц. В прошлом году в региональную казну направлено 35,8 млрд рублей.

Увеличились и поступления акцизов по подакцизным товарам. В прошлом году они на 5,3% превысили параметры годовых плановых расчетов и составили 19,6 млрд рублей. Из них 11,1 млрд рублей — акцизы на алкогольную продукцию. По сравнению с 2015 годом, из-за роста поступлений акцизов на пиво и акцизов на алкоголь с долей этилового спирта свыше 9% доходы по этому направлению увеличились на 1,7 млрд рублей.

На 10,1% больше годовых плановых расчетов собрали доходов от акцизов на нефтепродукты. В прошлом году их сумма составила 8,1 млрд руб., что больше на 3,1 млрд рублей или на 62,7%, чем в 2015 году. Причина такого роста — увеличение ставок акцизов на нефтепродукты с 1 апреля 2016 года и норматив распределения доходов от акцизов на нефтепродукты для губернии.

Кроме того, выросли и поступления неналоговых доходов. По сравнению с 2015 годом, они увеличились на 456,7 млн рублей (+18,5%) и составили 2,9 млрд рублей.

Поступления доходов дорожного фонда Самарской области за 2016 год составили 16,4 млрд рублей, что составляет 99,9% к утвержденному годовому прогнозу. По сравнению с 2015 годом произошло увеличение доходов на 3,3 млрд рублей. Увеличение поступлений доходов дорожного фонда по сравнению с 2015 годом объясняется увеличением поступлений доходов от акцизов на нефтепродукты, а также межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию мероприятий по подготовке и проведению ЧМ-2018.

В 2016 году в областной бюджет направлено 21,2 млрд рублей безвозмездных поступлений, из которых 19,9 млрд рублей — из федерального бюджета.

Кассовые расходы областного бюджета за 2016 год произведены в объеме 149,1 млрд рублей (97,3% от плана).

До главных распорядителей бюджетных средств областного бюджета было доведено 153,2 млрд рублей, которые были исполнены за счет собственных средств на 97,9% и за счет безвозмездных поступлений на 93,9%. Часть средств не израсходовали за счет экономии в ходе торгов, снижения расходов на командировки и других причин.

Сергей Кандеев также сообщил, что по состоянию на 1 января 2017 года государственный долг Самарской области составил 67,4 млрд рублей. В прошлом году были увеличены заимствования из федерального бюджета на 4,8 млрд рублей, что на 806 млн рублей меньше утвержденных значений, а также произведено внеплановое погашение долга на сумму 500 млн рублей. В результате долговая нагрузка на бюджет сократилась на 4%. Для уменьшения расходов на обслуживание долга в отчетном году произведено замещение рыночных обязательств бюджетными кредитами в размере 5,7 млрд рублей. Благодаря этому данные затраты удалось снизить более чем на 840 млн рублей.

После подробного доклада министра председатель комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике Габибулла Хасаев  выступил перед коллегами с глубоким анализом бюджетных процессов, идущих в регионе:

— Правительством Самарской области проделана серьезная работа по исполнению областного бюджета за 2016 год. Впервые за три года мы наблюдаем самые лучшие показатели по наполнению доходной части. И одним из положительных моментов является изменение структуры поступлений в бюджет, а именно — в общем объеме доходов увеличились налоговые поступления, а доля безвозмездных поступлений уменьшилась.

Более чем на 85% доходы региональной казны были сформированы за счет налоговых и неналоговых поступлений. Это один из критериев, по которому можно характеризовать высокую степень финансовой независимости Самарской области.

Также позитивная ситуация наблюдается в структуре государственного долга: коммерческие кредиты замещаются кредитами из федерального бюджета. Такая политика позволила в 2016 году существенно сократить объем государственного долга и снизить нагрузку на областной бюджет.

Хочется отметить, что у бюджета существует немало резервов по увеличению доходной части и улучшения структуры. Они связаны, прежде всего, с качеством разработки госпрограмм, администрированием налоговых поступлений, увеличением налогов за счет экономического роста. Это более полная регистрация объектов недвижимости, чтобы от них было можно получать налоги, а также вывод из тени экономики малого бизнеса и налаживание межведомственного взаимодействия всех органов власти по администрированию имущественных налогов.

Сегодня в «серой» зоне находится до 40% экономики. Поэтому необходимо решать вопросы, связанные с упрощением налогообложения малого бизнеса, создание льготных условий, снятие административных барьеров. 

Еще один принципиальный момент: все материалы проверок Счетной палаты должны быть востребованы главными распорядителями бюджетных средств. Сейчас такой обратной связи нет.  

По итогам обсуждения комитет решил рекомендовать Закон «Об исполнении областного бюджета за 2016 год» к принятию, а также рекомендовать Правительству Самарской области учесть замечания и предложения, указанные в заключении Счетной палаты Самарской области.

Вторым вопросом были рассмотрены поправки в Закон Самарской области «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Законопроектом предлагается учесть дополнительные безвозмездные поступления в 2017 году в сумме 297,3 млн рублей. Из них:

  • 235, 2 млн рублей – возврат из федерального бюджета излишне перечисленных в 2016 году средств областного бюджета;
  • 29,3 млн рублей – предложено направить на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции тренировочных площадок;
  • 28 546 тыс. рублей – из Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию Социальной программы;
  • 2 974 тыс. рублей – благотворительная помощь от ОАО «Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод» на укрепление материально-технической базы 3 государственных казенных учреждения службы семьи и приобретение оборудования для детей-сирот с ограниченными возможностями.

Также законопроектом предлагается предусмотреть снижение затрат в 2017-2018 годах на обслуживание государственного долга Самарской области на 490,8 млн рублей за счет досрочных погашений банковских кредитов и заключения дополнительных соглашений с ПАО «Сбербанк России» о снижении текущих процентных ставок.

С учетом представленных изменений параметры областного бюджета на 2017 год составят:

  • доходы – 148,8 млрд рублей;
  • расходы – 152,1 млрд рублей;
  • дефицит сохранится в сумме 3,2 млрд рублей.

Параметры областного бюджета на 2018 и 2019 годы останутся без изменений.

В ходе обсуждения предложенных поправок заместитель председателя комитета Андрей Коновалов обратил внимание Правительства региона на необходимость при внесении изменений в бюджет учитывать потребности малых городов области, в частности – на завершение строительства уже начатых объектов. 

Возникло много вопросов о реализации проекта по созданию Исторического парка «Россия – Моя История» и конкретных направлениях расходования средств.

По итогам обсуждения комитет рекомендовал документ для принятия на заседании Самарской Губернской Думы в двух чтениях, а также было протокольно отмечено поручение министерству культуры Самарской области предоставить информацию о подготовке и постатейном финансировании проекта «Россия – Моя История».

Рассмотрев проект закона Самарской области «Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области за 2016 год», комитет рекомендовал принять Закон. 

Также к принятию был рекомендован доработанный проект закона Самарской области «О внесении изменений в Закон Самарской области «О дорожном фонде Самарской области», направленный на приведение в соответствие с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

28 июня 2017 г.

Сообщает Самарская Губернская Дума

https://www.traditionrolex.com/30