27 ноября 2017 года под председательством Андрея Кислова состоялось заседание «круглого стола», проводимое комитетом Самарской Губернской Думы по ЖКХ, ТЭК и охране окружающей среды, на тему «О деятельности НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» по выполнению мероприятий региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, в 2017 году».
Открывая заседание, председатель профильного комитета Андрей Кислов отметил: «Тема капитального ремонта многоквартирных жилых домов касается практически каждого жителя Самарской области. Хотелось бы сегодня обсудить те проблемы, с которыми столкнулся Фонд капремонта при выполнении программы, чтобы в 2018 году и последующие годы эта работа велась более эффективно».
О функционировании системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, доложил заместитель министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Сергей Ульянкин.
Замминистра напомнил, что в начале 2013 года депутатами Самарской Губернской Думы был принят региональный закон о системе капитального ремонта общего имущества в МКД. Наш регион – стал третьим субъектом РФ, где была утверждена регпрограмма и создан Фонд капремонта.
В период с 2014 по 2016 годы были отремонтированы более чем 2700 МКД. Общая стоимость работ составила около 6 млрд рублей за счет средств собственников, областного бюджета и привлеченных средств.
В 2017 году запланировано проведение ремонта в 978 многоквартирных домах.
По 943 многоквартирным домам определены подрядные организации и заключены договоры на выполнения работ по капитальному ремонту.
Завершен капитальный ремонт на 646 МКД.
На 297 МКД работы по капитальному ремонту продолжаются.
6 МКД признаны аварийными, перенос срока и специальные счета.
По 29 МКД повторно проводится процедура определения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту, в связи с решением собственников об изменении вида работ.
В настоящее время ведется активно приемка выполненных работ и до конца текущего года Фонд реализует план в полном объеме.
Подготовительная работа по 2018 году выполнена на 100%. В 2018 году запланировано проведение капитального ремонта в 946 МКД. Все предложения регионального оператора о проведении капитального ремонта в 2018 году направлены собственникам для рассмотрения и утверждения. Фондом осуществляется работа по согласованию предложений регионального оператора. По 251 домам определены подрядные организации для выполнения строительно-монтажных работ. По 695 домам Фондом осуществляется подготовка технического задания для проведения аукциона по выбору подрядных организаций.
Ульянкин особо отметил, что по собираемости взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов наблюдается положительная динамика оплаты, так в 2014 году сбор составлял 47,5 %, в 2015 году – 60,8%, в 2016 году – 90,1 %, за девять месяцев 2017 года – 99,8 %. Задолженность за муниципальное жилье по Самарской области полностью ликвидирована.
Собираемость взносов за весь период составила 78,4 % от начисленных средств. По данному показателю Самарская область вошла в шестерку лучших регионов страны.
Региональный оператор активно проводит претензионно-исковую работу в отношении неплательщиков и имеет положительную судебную практику о взыскании задолженности и пени по уплате взносов на капитальный ремонт. Это позволило увеличить темпы возврата дебиторской задолженности.
Министерство энергетики и ЖКХ Самарской области продолжает совершенствовать нормативно-правовую базу. Утверждены порядок о предоставлении собственниками предложений о капремонте и порядок определения невозможности проведения капитального ремонта.
В рамках программных докладов была заслушана информация «Осуществление надзорных полномочий при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», представленная главным консультантом центрального управления жилищного надзора государственной жилищной инспекции Самарской области Александром Ховановым.
По данным ГЖИ, более 70% выявленных нарушений связаны с неверной оценкой состояния жилых строений. Зачастую сроки экспертизы затягиваются из-за отсутствия электронного паспорта жилых домов. Так, сегодня 69 многоквартирных домов вовсе отсутствуют в региональной программе. Требуется ее актуализация.
Кроме того, до сих пор более 400 МКД в 19 муниципальных образованиях Самарской области не смогли определиться со способом формирования своих фондов капремонта. В настоящее время в области создано 1012 спецсчетов (5% от всех программных МКД), остальные собственники доверили свои средства регоператору.
Также, по словам Хованова, несмотря на то, что доля выявленных нарушений Фонда капремонта за последний год снизилась на 33%, регоператору следует усилить контроль за качеством выполняемых услуг.
Более подробно о новшествах в деятельности НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» по выполнению мероприятий региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, в 2017 году рассказал врио генерального директора Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» Михаил Архипов.
Согласно представленным данным, Фондом проводится работа по внедрению единого платежного документа, включающего в себя оплату за жилищно-коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт. На сегодняшний день данный проект реализован с рядом управляющих компаний, единых расчетных центров и ресурсоснабжающих организаций (что составляет 67% от общего числа лицевых счетов).
Еще одно новшество — Фондом успешно была реализована программа по ускоренной замене лифтового оборудования. С начала реализации региональной программы в 225 многоквартирных домах установлено 198 лифтов, заменено на новые 600 лифтовых кабин, проведены иные работы по ремонту лифтового оборудования. Все работы проводились с учетом рассрочки платежа на 3 и на 5 лет. Это позволило уменьшить процент изношенности лифтового оборудования в жилом фонде Самарской области на 10%.
Заместитель председателя профильного комитета Денис Волков поднял вопрос о включении домов в программу по установке лифтового оборудования.
«Совместно с Минстроем РФ и комиссией по вопросам лифтового хозяйства данная работа в дальнейшем будет продолжена. Заявки с муниципалитетов собираются», — заверил Архипов.
Сверх краткосрочного плана капремонта в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу в 2018 году Фондом в 2016 году выполнены работы по ремонту фасадов и крыш в 81 многоквартирном доме, расположенных вдоль гостевых туристических маршрутов. В 2017 году такие работы проводятся на 251 объекте, в том числе в 59 МКД, которые являются объектами культурного наследия. В 105 домах работы завершены, и до конца 2017 года работы по ремонту фасадов и крыш будут выполнены на 109 домах. До мая 2018 года работы по ремонту фасадов будут завершены еще на 37 МКД.
Фондом совместно с министерством энергетики и ЖКХ запущен проект «Первые». На фасадах домов появились граффити-портреты людей, которые навсегда останутся в истории Самары как ее герои.
Как заверил Архипов, в процессе производства работ по капитальному ремонту фасадов, применяются современные строительные материалы и технологии. Впервые при ремонте фасадов МКД применена технология вентилируемых фасадов, которая позволяет не только повысить энергоэффективность ремонта, но и придать дому новый эстетический вид.
При проведении работ по ремонту инженерных сетей Фондом проводится установка автоматики системы погодного регулирования, позволяющая устранить «перетопы» и сократить расходы на оплату услуг теплоснабжения до 30-33%.
В 2017 году Фондом внедрено онлайн видеонаблюдение за ходом выполнения работ на объектах. Теперь, все жители с любого компьютера, планшета, смартфона могут наблюдать онлайн за ходом проведения работ по капремонту.
Вместе с тем, существуют и сложности, с которыми регоператор сталкивается в своей повседневной работе, к ним относятся:
- предоставление администрациями муниципальных образований некорректных сведений и технических характеристик по многоквартирным домам для актуализации региональной программы;
- несоблюдение сроков принятия органами местного самоуправления решений о проведении капитального ремонта за собственников помещений в многоквартирных домах, которые не приняли решений о проведении капитального ремонта общего имущества в установленный законодательством срок;
- несоблюдение сроков администрациями муниципальных образований рассмотрения вопросов по изменению вида и сроков проведения работ комиссиями по установлению (отсутствию) необходимости проведения капитального ремонта общего имущества МКД;
- неоднократное изменение собственниками помещений запланированных видов работ по капитальному ремонту, что приводит к необходимости подготовки региональным оператором новых предложений и их повторного согласования с собственниками помещений.
Представители администраций г.о. Самара, г.о. Тольятти, г.о. Чапаевск, м.р. Сергиевский довели до сведения участников «круглого стола» информацию о ходе выполнения мероприятий региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на их территориях. Особо было отмечено увеличение доверия жителей по отношению к регоператору.
Член Общественного совета микрорайона на территории Промышленного внутригородского района г.о. Самара – председатель товарищества собственников жилья «Ладья» Белла Раеф подтвердила, что общественный контроль за капремонтом домов ведется очень тщательно.
Председатель комиссии по местному самоуправлению, строительству, жилищно-коммунальному хозяйству общественной палаты Самарской области Виктор Часовских поднял вопрос о необходимости усиления взаимодействия регионального оператора с собственниками помещений в многоквартирном доме по вопросам проведения капитального ремонта. «Сегодня основной вопрос, который волнует население – это качество и сроки капремонта», — подчеркнул докладчик.
Капитальный ремонт состоит из трех этапов: подготовка, ход и принятие объекта в эксплуатацию.
На первом этапе чаще всего допускаются ошибке по вине администраций территорий, которые предоставляют в Фонд капитального ремонта недостоверную информацию (10-15% неточностей касаются площадей домов). Необходимо восстановить техническую документацию таких МКД, организовать взаимодействие уполномоченных лиц собственников с администрациями муниципальных образований в части согласования перечня видов работ по капремонту.
На втором этапе также есть свои трудности. В частности, на сегодняшний день очевидна нехватка кураторов Фонда. Один куратор отвечает за 50-70 ремонтируемых объектов. Этого недостаточно. Есть идея вести в каждом МКД претензионный журнал, в котором фиксировать предложения и жалобы собственников по ходу работ по капремонту.
На третьем этапе очень важно знать те критерии, на которые необходимо обращать внимание при приемке работ. Виктор Часовских предложил разработать единый алгоритм или порядок взаимодействия Фонда капитального ремонта, УК, уполномоченных лиц собственников, подрядных организаций, администраций муниципальных образований и общественных советов.
Руководитель региональной рабочей группы Общероссийского народного фронта «Качество повседневной жизни» в Самарской области Руслан Эфендиев актуализировал вопрос обязательности включения в местные бюджеты статьи расходов на капитальный ремонт МКД, находящихся в муниципальной собственности.
Председатель комитета торгово-промышленной палаты Самарской области по содействию реформирования и модернизации ЖКХ Владимир Иудин указал на целесообразность усиления контроля за качеством выполняемых работ по капремонту, в особенности за выбором используемых материалов.
После заслушивания программных докладов состоялись прения.
Заместитель председателя Самарской Губернской Думы Алексей Лескин попросил предоставить ему информацию о бюджетном финансировании на осуществление уставной деятельности Фонда капитального ремонта.
Ульянкин пояснил, что по данному разделу в следующем году будут направлены бюджетные ассигнования в размере 95 млн рублей. В целом, с учетом коммерческой деятельности, содержание НО обойдется в 200 млн рублей. При этом, как заверил замминистра, дополнительных вложений для осуществления уставной деятельности Фонда не потребуется, так как работа регоператора налажена.
Заместитель председателя профильного комитета Виталий Коротких поддержал коллегу и предложил дополнить запрос приведением сравнительного анализа финансирования фондов капремонтов в других, аналогичных нашему, субъектах РФ.
Депутат Матвеев поинтересовался, кто будет выплачивать проценты по кредитам, которые Фонд капитального ремонта оформляет для ремонта МКД на туристических маршрутах к ЧМ 2018.
По словам замминистра, эти расходы будет нести областной бюджет.
Заместитель председателя профильного комитета Михаил Маряхин акцентировал внимание коллег на недопущении повышения размера взносов за капремонт, а также необходимость рассмотрения возможности софинансирования капремонта. Кроме того, депутат поднял вопрос о соблюдении сроков проведения программных мероприятий.
По заверению Ульянкина, ремонтные работы на туристических маршрутах ЧМ 2018 не затрагивают работы по программе капремонта. Краткосрочный план реализуется согласно заявленному графику.
Заместитель председателя Самарской Губернской Думы Александр Степанов озвучил свои предложения по работе регоператора в части взаимодействия с банками, с подрядными организациями, с лифтостроительными заводами.
Итогом обсуждения стала выработка следующих рекомендаций:
Министерству энергетики и ЖКХ Самарской области:
1) Осуществлять постоянный контроль за исполнением краткосрочного плана региональной программы, в том числе за реализацией мероприятий по подготовке г.о. Самара к чемпионату мира по футболу в 2018 году;
2) Обеспечить в срок до 1 декабря 2017 года утверждение проекта Постановления Правительства Самарской области «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области».
НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»:
1) Обеспечить надлежащую организацию и проведение качественного и своевременного капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, в 2017 году;
2) Продолжить реализацию мероприятий по ремонту фасадов и крыш многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевых, туристических маршрутов до 31 мая 2018 года;
3) Продолжить информационно-разъяснительную работу с собственниками помещений в многоквартирных домах, общественными советами микрорайонов по вопросам проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Органам местного самоуправления Самарской области:
Соблюдать сроки:
- принятия решений о проведении капитального ремонта за собственников помещений в многоквартирных домах, которые не приняли решений о проведении капитального ремонта общего имущества в установленный законодательством срок;
- рассмотрения вопросов по изменению вида и сроков проведения работ комиссиями по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества МКД.
Комитету Самарской Губернской Думы по ЖКХ, ТЭК и охране окружающей среды:
Вернуться к рассмотрению данного вопроса в феврале 2018 года по итогам реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, в 2017 году.
«На сегодняшнем совещании мы постарались ответить на те вопросы о ходе реализации программы капитального ремонта, которые возникали, в том числе на пленарном заседании Губернской Думы, в том числе у депутатов, которые не являются членами комитета по ЖКХ, в том числе у общественности, у граждан» — прокомментировал итоги заседания «круглого стола» председатель комитета Самарской Губернской Думы по ЖКХ, ТЭК и охране окружающей среды Андрей Кислов. «Я думаю, эти круглые столы мы будем собирать ежегодно. Вопросы по ходу работы постоянно копятся. Сегодня мы услышали, что собираемость выросла с 50% до 100% с учетом собираемости за прошедшие года. Фонд капремонта Самарской области находится в пятерке лучших фондов России. Мы будем продолжать тщательно контролировать его работу. В первую очередь, сейчас возникают вопросы даже не по исполнению программы, а по качеству выполненных работ. Можно поставить любые себе задачи и их формально выполнять, то есть отчитываться, что работа проделана, но если качество выполненных работ не будет удовлетворять жителей, то это будет работа впустую. Поэтому за качеством мы будем следить особенно. От депутатов поступило много предложений, были выработаны рекомендации. Важно, чтобы Фонд лучше корректировал свою работу с муниципалитетами. Потому что от того, какая информация дается от муниципалитетов Фонду, соответственно, и составляется программа, соответственно, и закладываются и планируются деньги».
27 ноября 2017 г.
Сообщает Самарская Губернская Дума