Политика и экономика

Новокуйбышевск поделился опытом проведения ОРВ

14 декабря 2017 года в Самарской Губернской Думе под председательством Веры Поповой состоялся семинар-совещание с участием представителей органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области на тему «Изучение и распространение опыта работы органов местного самоуправления городского округа Новокуйбышевск в вопросах проведения оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов», организованный комитетом Самарской Губернской Думы по местному самоуправлению совместно с комитетом Самарской Губернской Думы по промышленности, предпринимательству и торговле. От депутатского корпуса областного парламента в работе заседания также принял участие заместитель председателя Самарской Губернской Думы Алексей Лескин.

В рамках работы по реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» принят Федеральный закон № 176-ФЗ. Им предусмотрена обязательность проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проектов актов, затрагивающих вопросы ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также экспертизы действующих нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации (с 1 января 2014г.) и муниципальных образованиях (с 1 января 2015г.)

На уровне субъектов Российской Федерации введены 2 новые обязательные процедуры затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, это оценка регулирующего воздействия (ОРВ), применяемая в отношении ещё не вступивших в силу проектов нормативных правовых актов и экспертиза, проводимая в отношении действующих нормативно — правовых актов (далее НПА).

В Самарской области в целях реализации положений федерального законодательства приняты все необходимые законодательные акты для надлежащей работы в данном направлении.

Так, в мае 2014 года Самарской Губернской Думой разработан и утвержден Порядок проведения оценки регулирующего воздействия и экспертизы.

28 октября 2014 года Самарской Губернской Думой принят Закон Самарской области «Об установлении правовых основ проведения органами местного самоуправления  в Самарской области оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности».

За время реализации Закона в него было внесено 4 поправки, направленные на стимулирование адресного взаимодействия органов госвласти и бизнес сообщества.

Заместитель руководителя управления по промышленной политике и предпринимательству администрации г.о. Новокуйбышевск Марина Гвардовская довела до сведения участников семинара информацию об опыте работы органов местного самоуправления г.о. Новокуйбышевск в вопросах проведения ОРВ проектов НПА и экспертизы действующих НПА. 

Нормативное поле достаточно обширное. Оценка регулирующего воздействия – это процедура, согласно которой органы-разработчики НПА должны оценить его на предмет издержек, выгод, рисков, дополнительных обязанностей и т.д. Причем оценка проводится как с позиции правовой, так и экономической.

В г.о. Новокуйбышевск данная работа налажена с 2016 года. При Главе города создана экспертная рабочая группа, в которую входят как представители от городской администрации и Думы городского округа, так и специалисты по разным направлениям бизнеса.

В 2016 году было проведено 16 оценок регулирующего воздействия проектов муниципальных НПА и 3 экспертизы действующих нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

В текущем году уже проведено 19 ОРВ и 4 экспертизы.

Вместе с тем, по словам Гвардовской, правоприменительная практика выявила ряд «узких мест», препятствующих эффективной работе в данном направлении. В их числе следующие вопросы:

  • ограниченный кадровый ресурс;
  • недостаточный уровень компетенции специалистов для проведения качественной ОРВ и экспертизы;
  • обучение специалистов для ОРВ;
  • отсутствие наработанной практики и понимания со стороны бизнеса необходимости проведения ОРВ проектов НПА на муниципальном уровне;
  • отсутствие единого сайта по процедуре ОРВ и т.д.

Продолжил тему исполнительный директор НП «Ассоциация некоммерческих организаций предпринимателей Самарской области «Взаимодействие» Николай Тарабин. Он поблагодарил депутатский корпус областного парламента за пристальное внимание к обсуждаемому вопросу.

За 2016-2017 годы все муниципальные образования Самарской области в той или иной степени включились в работу по проведению ОРВ и экспертиз НПА.

Николай Тарабин указал на целесообразность изучения опыта соседнего региона – Ульяновская область сегодня занимает одно из передовых мест в России по оценке регулирующего воздействия НПА.

О том, как ведется работа в данном направлении в областной столице рассказала начальник отдела экономики муниципальных предприятий департамента финансов и экономики администрации г.о. Самара Ирина Мельникова.

В г.о. Самара проведением ОРВ и экспертиз муниципальных правовых актов занимается департамент финансов и экономического развития:

  • в  2015 году — 17 ОРВ проектов НПА и 8 экспертиз НПА;
  • в 2016 году – 18 ОРВ проектов НПА и 7 экспертиз НПА;
  • в 2017 году – 25 ОРВ проектов НПА и 5 (2 еще в работе) экспертиз НПА.

В числе проблемных вопросов Мельникова также отметила нехватку квалифицированных кадров для ОРВ; слабую активность бизнеса при взаимодействии с органами публичной власти для осуществления эффективной процедуры ОРВ; отсутствие отдельной вкладки для ОРВ на сайте администрации города.

Наиболее сложный вопрос – следует ли проводить ОРВ на уровне внутригородских районов Самары? Если да, то кто, как и на какие средства будет этим заниматься.

 Консультант управления оценки регулирующего воздействия департамента развития предпринимательства министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Наталья Кирильцева доложила, что региональный МЭРИТ тщательно мониторит ситуацию как на сайтах администраций муниципальных образований Самарской области, так и через рейтинг качества ОРВ.

В целом в регионе уже проведено 605 процедур ОРВ проектов муниципальных НПА и 148 экспертиз.

В числе наиболее успешных территорий отмечались г.о. Тольятти, г.о. Сызрань, г.о. Кинель, г.о. Новокуйбышевск и м.р. Кинельский.

Наталья Кирильцева проинформировала участников семинара, что в 2018 году будет формироваться рейтинг городских округов и муниципальных районов по уровню содействию конкуренции на основе стандарта развития конкуренции РФ. Один из критериев – уровень проведения ОРВ и экспертизы НПА.

Подводя итог обсуждению, заместитель председателя комитета Самарской Губернской Думы по местному самоуправлению Вера Попова подчеркнула: «Вопрос проведения оценки регулирующего воздействия, действительно, очень серьезный и непростой. У нас уже были подобные встречи и семинары. Еще больше работы впереди. Сегодня состоялся заинтересованный, взвешенный, конструктивный разговор. Есть результаты конкретные. Видны положительные сдвиги в этом направлении у муниципалитетов. Есть хороший опыт Новокуйбышевска, когда при Главе города создан совещательный орган, в который входят специалисты, работающие в соответствующих направлениях, и тогда идет профессиональная оценка регулирующего воздействия. Данный опыт можно рекомендовать к применению и на других территориях. Конечно, у каждого муниципалитета есть своя специфика, но что-то адаптировать мы сможем. Сейчас выровнялась ситуация с ОРВ в Тольятти, в Сызрани, Кинеле. Самара немного отстает. Здесь наиболее сложная ситуация. Идет реформа местного самоуправления. Как и кто будет проводить ОРВ, пока вопрос не ясен.  Однозначно, с представителями г.о. Самара и внутригородских районов мы будем встречаться отдельно, и прорабатывать все «узкие места».

Также в ходе семинара-совещания был заслушан доклад руководителя управления реализации программ поддержки развития предпринимательства департамента развития предпринимательства министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Ольги Карасевой о практике государственной и муниципальной нефинансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Самарской области.

14 декабря 2017 г.

Сообщает Самарская Губернская Дума