Общество

Финалисты конкурса «Страна открытий» посетили Самару

19 августа Самару посетили финалисты конкурса «Страна открытий», в рамках которого школьники 15-17 лет выкладывали видеоролики о родных городах в TikTok. Проект призван привлечь внимание молодого поколения к теме краеведения и замотивировать на путешествия по России. Как выбирали лучших, какие темы больше всего интересуют школьников в родных городах и где можно посмотреть эти ролики, рассказал порталу volga.news руководитель проектов регионального взаимодействия Проектного офиса по развитию туризма и гостеприимства Москвы Константин Старостин.

— Какие задачи ставились в конкурсе «Страна открытий»?

— Конкурс «Страна открытий» вырос из проекта «Город открытий» — образовательной туристической программы посещения Москвы для детей и молодежи из регионов России. Позитивный отклик на проект со стороны детской аудитории вдохновил на то, чтобы развивать «Город открытий» дальше, масштабировать и подключать к нему другие возможности.
Говоря о целях и задачах, отмечу, что проект «Город открытий» и конкурс «Страна открытий» основаны на синергии туризма и образования, поэтому и миссия у нас была соответствующая. В первую очередь мы хотели раскрыть детям загадочное понятие «российское гостеприимство», показать, что в каждом из нас заложен этот навык, и его нужно развивать. Из развитого навыка гостеприимства вытекает соответствующее умение продвигать регион, территорию — это называется «маркетинг дестинаций», и сегодня это одна из самых востребованных профессий будущего в туристической отрасли.
По итогам конкурса мы хотели создать активное сообщество юных амбассадоров, которые будут продвигать туристический потенциал регионов России не только в рамках конкурса, но и в дальнейшем по собственной инициативе. Эта цель была достигнута — по прибытии в Москву дети приглашали друг друга в гости и обещали провести экскурсии по родным городам.

— Путешествие финалистов конкурса — это не только экскурсии. Какие объекты и почему посещали участники?

— Методология проекта «Город открытий», из которого вырос конкурс, предполагает, что во время путешествий участники не просто открывают для себя новые города в формате классических экскурсий, но и получают новые знания, навыки, компетенции, изучая город как настоящие исследователи. Они погружаются в городскую среду как в единое образовательное пространство. Они могут не только познакомиться с представителями профессиональной отрасли, узнать, как сфера будет развиваться во времени, но и примерить на себя эту прикладную профессию. Например, в Самаре участники путешествия посетили стадион «Солидарность Арена», где им рассказали о том, как деятельность стадиона поддерживает множество различных профессионалов, это не только спортсмены и футболисты, но и, например, агроном, который ухаживает за газоном с помощью специальных технологий, и пресс-служба, сопровождающая события.

— Что еще посетили в Самаре?

— У нас есть четыре группы участников, и каждая двигалась по своему маршруту. Мы старались следовать методологии проекта. Участники трека «Креативные индустрии» смогли посетить Художественный музей. В рамках трека «Транспорт и космос» они побывали в Музее авиации и космонавтики им. С.П.Королева.

— На какие темы вы получили больше всего заявок в конкурсе?

— Было десять номинаций: гуманитарные технологии, транспорт и космос, энергетика, урбанистика, экология, креативные индустрии, science art, IT и телекоммуникации, биотехнологии и биомедицина, а также »Россия глазами детей». Участники выбирали то направление, которое активнее представлено конкретно в их городе проживания. Больший отклик получила такая номинация, как урбанистика. Дети с интересом рассказывали об архитектурном наследии, стилях, современном городском развитии. Например, в Самаре мы с радостью познакомились со стилем модерн. Еще одна популярная номинация — «Россия глазами детей» — это о нематериальном культурном наследии. Здесь участники смогли рассказать о национальной кухне, об обычаях и традициях своих народов.

— Заявки присылали в основном из крупных городов или из сел и деревень?

— География проекта охватила 85 регионов страны. В финал прошли 50 регионов. Лидером по количеству заявок, конечно, стала Москва, но, тем не менее, даже из маленьких населенных пунктов ребята тоже присылали свои работы. Например, кто-то снимал о своем селе ролик в номинации «Транспорт», разъезжая на тракторе.

— Как можно посмотреть видеоработы конкурса?

— Конкурс проходил на платформе TikTok — это популярная среди молодежи социальная сеть. Участники выкладывали свои смонтированные ролики с хэштегом #странаоткрытий, все эти ролики и сегодня можно найти в сети. Кстати, хэштег долгое время держался в пике популярности, по нему было более 300 млн просмотров.

— Кто помогал организовывать проект?

— Конкурс «Страна открытий» организовали Комитет по туризму Москвы, Ростуризм. Для поддержки юных блогеров соорганизаторы конкурса — ГК «Просвещение» — разработали специальный креативный курс, в который вошли материалы по операторскому искусству, съемке и монтажу, трендам соцмедиа, психологии и киноискусству. На платформе конкурса размещены шесть видеороликов, а участников образовательного путешествия ждет целая рабочая тетрадь с заданиями и лайфхаками.

Один из ключевых организаторов — ОАО «РЖД», предоставившее участникам конкурса уникальный комфортабельный «детский поезд».

Спонсорами и партнерами также выступили такие компании, как ПАО ЛУКОЙЛ, vivo Y31, TODES Wear Monogram, SPLAT, BY, «БОМБОРА». Проект путешествия поддержали производители «Айсберри» и Natureʼs Own Factory, «НоваПродукт АГ», Bionova и «Олʼлайт» — они обеспечили участников питанием на протяжении всего маршрута. Информационные партнеры железнодорожного путешествия «Страна открытий» — LIFE, «Российская газета», «Пионерская правда», «Москва 24», радио «Говорит Москва», «Классное радио РДШ», «Детское радио».
Но и, конечно, нам помогали представители регионов как в организации дорожного путешествия, так и в предоставлении условий для финалистов конкурса. Программа конкурса была очень интенсивной, и планируется, что проект будет и дальше масштабироваться.