Политика и экономика

Для расширения сети электромобилей необходимы инновационные технологии и развитая зарядная инфраструктура

21 декабря 2021 года в Самарской Губернской Думе в режиме видеоконференц-связи состоялось совместное заседание «круглого стола» на тему «О необходимости внедрения инновационных технологий, в части развития инфраструктуры для электромобильных транспортных средств», организованного тремя парламентскими комитетами: комитетом по промышленности, предпринимательству, торговле, информационным технологиям и связи, комитетом по строительству, транспорту и автомобильным дорогам и комитетом по местному самоуправлению. От депутатского корпуса Самарской Губернской Думы в обсуждении заявленной темы приняли участие Андрей Мурзов. Николай Лядин, Геннадий Говорков, Вера Попова, Юлия Хаджиева, Роман Балтер, Игорь Фоменко, Владимир Купцов.

Открывая заседание «круглого стола», председатель комитета Самарской Губернской Думы по промышленности, предпринимательству, торговле, информационным технологиям и связи Андрей Мурзов отметил: «23 августа текущего года была утверждена концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Ее реализация позволит создать в стране новую высокотехнологичную отрасль по производству электромобилей и обеспечить формирование необходимой инфраструктуры для комфортного использования таких транспортных средств.

Общий бюджет концепции до 2030 года оценивается в 591 млрд рублей, из которых внебюджетные средства составляют 499 млрд рублей. Значительная доля финансирования будет приходиться на частный бизнес.

По итогам реализации концепции к 2030 году планируется производить не менее 10% электромобилей от общего объема производства транспортных средств в России, ввести в эксплуатацию не менее 72 тысяч зарядных станций, из которых порядка 28 тысяч – станции быстрой зарядки мощностью 150 кВт».

В рамках концепции определены пилотные регионы – Москва, Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Севастополь, Ростов, Тюмень.

До 2024 года на создание инфраструктуры для электрического автотранспорта в этих регионах планируется потратить 43 млрд рублей. Предполагается выделение бесплатных парковочных мест для электромобилей, а также предоставление их владельца льгот на транспортный налог.

«Мы говорим о необходимости внедрения новых инновационных технологий в части расширения инфраструктуры для электромобильных транспортных средств. Сегодня в нашей стране уже делается очень многое для обеспечения комплексных мер по созданию необходимых условий. Безопасные и качественные автомобильные дороги; комфортная городская среда; доступное и комфортное жилье; модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях; цифровая экономика Российской Федерации; экологические и научные проекты, вопросы модернизации и расширения магистральной инфраструктуры — это далеко не полный перечень национальных и приоритетных проектов, планов и программ, которые объединяет сегодняшняя тема.

Современное население России очень подвижно, и где оно выберет жить, зависит от нас с вами.

Одним из приоритетных вопросов, рассматриваемых нашим профильным комитетом, является вопрос развития строительной отрасли. При этом мы понимаем, что  экология и комфорт  — определяющие факторы для выбора места жительства людей.

Сегодня уже определены пилотные территории по развитию инфраструктуры для электромобилей. Предлагаю обсудить возможность включения в этот список и нашу Самарско-Тольяттинскую агломерацию», — приветствовал участников заседания председатель комитета Думы по строительству, транспорту и автомобильным дорогам Николай Лядин.

Председатель комитета Думы по местному самоуправлению Геннадий Говорков поддержал коллег: «Электромобиль родился раньше двигателя внутреннего сгорания, еще в 1828 году. Эта тема, можно сказать, имеет далекие исторические корни. Знаменательный факт — в Самаре первый транспорт на электрической тяге появился в ноябре 1942 года. Именно тогда, в период Великой Отечественной войны, в нашем городе вышел в рейс первый троллейбус. Сегодня в современных реалиях значимость развития сети электромобильного транспорта особенно ощутима, ведь электромобили – это, в первую очередь, экологический вид транспорта. Поэтому, я уверен, что будущее за электромобилями».

В ходе «круглого стола» говорилось о том, что конкуренция в сфере электротранспорта рождает новые технологии, предприятия, бизнес-модели — и, в конечном счете, формирует новые рынки. В ближайшие два-три года открывается «окно возможностей» для «опережающего старта», для того, чтобы начать производить электромобили мирового класса.

В выигрыше окажутся компании, сумевшие к 2024 году наладить производство, начать продажи и закрепиться на рынке, так как после прохождения «точки перелома» в 2025 – 2026 годах структура мирового рынка стабилизируется и новым игрокам придется догонять лидеров и инвестировать значительные суммы, чтобы получить свою долю рынка.

По данным Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения, в 2020 году на территории Самарской области было зарегистрировано 149 автотранспортных средств, имеющих возможность использовать электродвигатели.

В нашем регионе располагается одна из крупнейших агломераций — Самарско-Тольяттинская, где присутствует повышенная концентрация производства транспортных средств (на базе ООО «ЗЕТТА» запущено серийное производство электромобилей под брендом Zetta), компонентной базы и потенциально курортная территория с национальным парком «Самарская Лука».

Данные факторы, а также наличие спортивных объектов для проведения соревнований и мероприятий общероссийского и мирового масштаба может войти в обоснование включения Самарско-Тольяттинской агломерации в пилотные российские территории развития электромобильного транспорта.

Участники заседания акцентировали внимание на том, что для развития электротранспорта важно сформировать дорожную карту по созданию на территории всей Российской Федерации и в Самарской области, в частности, необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры.

Принимая во внимание мировой опыт и российские особенности, ставку в развитии зарядной инфраструктуры следует сделать на увеличение доли быстрых зарядных станций.

Концепцией подразумевается гибкая государственная политика регулирования зарядной инфраструктуры, которая будет включать в себя помимо непосредственно финансирования проектов создания зарядных станций ряд стимулирующих мер для частного бизнеса.

Заместитель председателя комитета по промышленности, предпринимательству, торговле, информационным технологиям и связи Роман Балтер предложил ряд мер по повышению потребительского спроса на электромобили.

По мнению депутата, целесообразно рассмотреть возможность освобождения от транспортного налога на 2-3 года таксистов, осуществляющих свою деятельность на автомобилях с электродвигателем; предоставления беспроцентного кредита либо компенсационных выплат за покупку электромобилей.

Геннадий Говорков обратил внимание на то, что вся работа должна строиться на опережение.В частности, при формировании дорожной карты важно продумать такие вопросы ближайшего будущего, как согласование схемы доставки электроэнергии до зарядных станций, прокладка сетей, обустройство парковочных мест, утилизация использованных электробатарей от электромобилей.

Андрей Мурзов указал на необходимость изучения успешного опыта других регионов и стран по вопросам обсуждаемой темы.

Рассмотрев вопросы необходимости внедрения инновационных технологий в части развития инфраструктуры для электромобильных транспортных средств, участники заседания «круглого стола» вынесли ряд рекомендаций:

1. Предусмотреть мероприятия по подготовке научно-исследовательской работы по развитию инфраструктуры для электромобильных транспортных средств;

2. В соответствии с проведенными исследованиями подготовить стратегию развития электромобильного транспорта в Самарской области (региональный план);

3. Предусмотреть в качестве государственной политики по поддержке и развитию электромобильного транспорта в Самарской области следующие мероприятия:

для владельцев электромобилей (физических и юридических лиц):

налоговые каникулы;
дополнительные парковочные места;
льготную программу кредитования;
для производителей электромобилей, зарядных станций, сервисных организаций:

налоговые льготы;
инфраструктурные кредиты;
4. Проработать возможность использования контактных сетей городского электрического транспорта в целях развития инфраструктуры по размещению зарядных станций для электромобилей;

5. Предусмотреть в государственной программе Самарской области «Развитие транспортной системы Самарской области (2014 – 2025 годы)» программные мероприятия в соответствии с Концепцией;

6. Обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением о включении в перечень пилотных территорий по развитию электрического автомобильного транспорта территории Самарско-Тольяттинской агломерации, как обладающей особенностями собственного положения и развития (концентрация производства транспортных средств и компонентной базы и потенциально курортная территория);

7. Обратить внимание застройщиков Самарской области
на необходимость предусматривать при разработке технической документации по проектированию строящихся объектов возможность подключения электрозаправочных станций;

8. Рассмотреть возможность проведения в целях популяризации электромобилей «Экоавтопробега» в рамках организации праздничных мероприятий;

9. Рассмотреть возможность опережающего исполнения плана мероприятий («дорожной карты») по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года в части закрепления нормы по выделению отдельных парковочных мест для электротранспортных средств на парковках общего пользования при утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования и других мероприятий, отнесенных к полномочиям органов исполнительной власти.

21 декабря 2021 г.
Дата изменения: 22 декабря 2021 г.

Сообщает Самарская Губернская Дума